Фото: паблик «Война в Украине» в Twitter
Поддержка военной «спецоперации» в Украине среди россиян достигла исторического минимума, показал опрос независимого проекта «Хроники», который ведет гражданский и политический активист Алексей Миняйло. Исследование выявило, что после поражений российской армии, начавшихся в сентябре, и объявления мобилизации, группы «милитаристов» и «пацифистов» стали сопоставимы.
После начала «спецоперации» ее поддержка среди населения росла — с 59% в феврале до 66% в апреле. Потом произошел перелом в сознании людей. К июлю этот показатель составлял уже 55%, а в сентябре упал до 51%. Такой же сейчас процент тех, кто одобряет мобилизацию (51–54%). При этом, как отмечают социологи, на замере 29–30 сентября поддержка «спецоперации» сторонниками мобилизации упала на 5%.
Группы поддержки и неприятия войны почти сравнялись: «милитаристов» в России сейчас 25–26%, «пацифистов» — 17–18%; К третьей группе «лоялистов», которые поддержат любые решения российского руководства, относят себя 8% респондентов. Подчеркивается, что многие противники войны из опасения за свою безопасность выбирают вариант «не хочу отвечать на этот вопрос», соответственно, 17–18% ― это лишь те, кто не боится заявлять свою позицию открыто.
Не готовы воевать ни добровольно, ни по приказу 35% россиян. Открыто высказали нежелание идти на фронт, затруднились с ответом либо совсем отказались отвечать 46% российских мужчин и 77% женщин. Готовыми пойти на фронт (добровольно или по приказу) себя назвали лишь 37% респондентов. Наиболее «готовая» к участию в «спецоперации» группа ― 50–59 лет (48%). Среди респондентов 40–49 лет и старше 60 о готовности воевать заявляют 41%.
73% поддержавших мобилизацию смотрят телевидение и считают, что их военный призыв не коснется. Состоятельные россияне утверждают, что готовы поехать на фронт, в два раза чаще, чем люди с низким и средним достатком: 60% против 29%. Из россиян, подпадающих под мобилизацию прежде всего (18–29 и 30–39 лет), не готовы участвовать в «спецоперации» либо затруднились (отказались) отвечать на вопрос 78% и 69% соответственно.
«Респондентам, одобрившим мобилизацию, мы задали открытый вопрос: «По которой причине вы поддерживаете решение начать мобилизацию в России?». Большинство ответов (67%) воспроизводят пропагандистские штампы: другого выхода нет, Родина в опасности, нужно защитить ее (от всего мира), помочь армии и руководству. Состоятельные россияне говорят в основном про «долг гражданина и патриота». Немногие сторонники мобилизации (по 8–9%) упомянули Донбасс и «уничтожение фашистов». 15% поддержавших мобилизацию сказали, что она нужна, чтобы война скорее закончилась», — отмечают исследователи.
Опрос «Хроники» проводился в два этапа по телефону — 21–22 сентября и 29–30 сентября, всего в нем приняло участие 1,8 тысяч человек.
Один из последних опросов ВЦИОМ в сентябре показал, что россияне чаще называют целью войны «оккупацию Украины» и меньше — «защиту России». Согласно августовскому опросу ВЦИОМ, «спецоперацию» «скорее поддерживают» 70% россиян, в марте таких было 73%. Противоположного мнения придерживаются стабильно 18%. При этом стало больше сомневающихся — 12% в августе против 9% в начале военных действий.