Полицейские задерживают участника антивоенного протеста на Пушкинской площади, 25 февраля 2022 года

Полицейские задерживают участника антивоенного протеста на Пушкинской площади, 25 февраля 2022 года

Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) впервые за два месяца опубликовал опрос об отношении россиян к «специальной военной операции» в Украине. Сюрпризов он не преподнес — «спецоперацию», если верить прокремлевским социологам, по-прежнему поддерживает большинство населения. Но есть, хоть и малозаметные, признаки изменения сознания людей: теперь больше респондентов главной целью войны называют «оккупацию Украины», и меньше говорят о «защите России».

Августовский опрос ВЦИОМ показал, что «спецоперацию» «скорее поддерживают» 70% россиян, в марте таких было 73%. Противоположного мнения придерживаются стабильно 18%. При этом стало больше сомневающихся — 12% в августе против 9% в начале военных действий.

Примечательнее стали ответы на вопрос о том, какую цель в первую очередь преследует Россия в Украине. Например, с 44% в марте до 39% в августе сократилось число тех, кто считает, что главная задача — это «защитить Россию, разоружить Украину и не дать разместить военные базы НАТО на ее территории». Немногим больше стало число респондентов, кто целью «спецоперации» называет «оккупацию Украины и ее присоединение к России». В минувшем месяце так ответили 7% опрошенных против 5% в мартовском опросе ВЦИОМ.

В намерения Кремля изменить политический курс Украины и «очистить ее от нацистов» верят сейчас 17%, тогда как полгода назад об этом говорили 19% опрошенных. Зато стало больше тех, кто считает целью «спецоперации» «защиту населения Донбасса» — тут рост с 17% до 20%. В целом эти данные соотносятся с изменившейся риторикой российских властей — если в начале войны ее целью декламировалась полная «денацификация Украины», то сейчас речь идет лишь о локальной «защите русского населения на Донбассе».

Вместе с тем существенно снизилось число тех, кто допускает акции протеста. Если в августе 2021 года такие события не исключали 24% респондентов, то сейчас лишь 12%. О маловероятности протестных митингов говорят сейчас 82% россиян против 70% в августе прошлого года, что можно объяснить растущей тенденцией репрессий в стране. Как следствие, массового желания у россиян протестовать также нет — на это готовы лишь 11%.

Последний раз ВЦИОМ публиковал исследование об отношении россиян к «спецоперации» 30 июня, Фонд «Общественное мнение» — 20 марта. Гражданский и политический активист Алексей Миняйло высказывал мнение, что это может быть связано ⁠с резким ⁠падением декларируемой поддержки россиянами затянувшейся войны.

Данные независимого исследовательского проекта Миняйло «Хроники» (проводит соцопросы, фокус-группы и анализирует данные из соцсетей) говорят о том, что в сознании людей произошел перелом: если в середине мая войну в Украине поддерживали 64% респондентов, то в конце июня — уже 55%, и этот уровень продолжает падать.

Опрос показал, что более половины россиян (63,4%) не готовы жертвовать на армию ни копейки. Война и введенные против России санкции заставляют 56,5% опрошенных граждан экономить на продуктах из-за роста цен. У 39,1% снизился доход семьи, 11,8% респондентов лишились работы.

Накануне на Republic вышло интервью с социологом Львов Гудковым, в котором он назвал признаки «тоталитарного синдрома», которые наблюдаются в сегодняшней России. Он также высказался о том, стоит ли верить соцопросам о массовой поддержке «спецоперации».

«Сегодня фактически только Левада-центр остался независимым от государства. Все остальные [социологические службы] легли под власть и стали частью идеологической обработки населения <…> Государственные институты, которые раньше заказывали исследования, сегодня по указаниям администрации президента прекратили работу с Левада-центром», — отметил он.

С ним согласен социолог Григорий Юдин. Он также напоминает, что заказчиком опросов для ВЦИОМ и ФОМ выступает Кремль, и провластные социологи показывают только те результаты, «которые укрепляют позицию его заказчика, а те, которые заказчику невыгодны, не показывают.