
Обвиняемые по делу Промпартии
Архивное фото
На фоне войны против Украины среди российских элит стремительно растут репрессивные настроения и укрепляется психология осажденных. Знаменем для окруженной, но не сломленной крепости выбрали гомофобию — надоевший, но все еще (как минимум с точки зрения кремлевских политтехнологов) действенный способ для пресловутого rally around the flag.
Правда, врагов у «защищающегося от тьмы» государства гораздо больше, чем одно только ЛГБТ+ сообщество. На уходящей неделе замсекретаря Совета безопасности Олег Храмов в интервью «Российской газете» заявил, что США и Великобритания используют против РФ ученых.
«[Речь идет о] подрывной работе по переформатированию сознания россиян. К решению этой задачи Вашингтон и Лондон привлекают многопрофильные группы специалистов в сфере математики, информационной безопасности, антропологии и этнологии, теории систем и системного анализа, социальной психологии и психолингвистики».
Оптимисты предположат, что речь здесь все же идет о западном научном сообществе, а не о переметнувшихся россиянах. Но общий тон интервью — с многозначительными рассуждениями о «пятой колонне» из «управляемых меньшинств» — не исключает намека на повальную крамолу внутри страны, в том числе и среди людей науки.
Профессора и академики давно выступают «клиентами» российских спецслужб. Только в 2000–2020 годах уголовному преследованию и арестам подверглись свыше 30 ученых, обычно за государственную измену или разглашение гостайны. После вторжения в Украину печальный список пополнили новые имена.
В этом кроется неприятный исторический символизм. Одним из первых крупных «дел» сталинских ОГПУ-НКВД, к которым возводит свою генеалогию российская госбезопасность, стал процесс «Промпартии» 1930 года. Изобретенная следователями организация с выдуманными наполеоновскими планами стала для чекистов подспорьем в фабрикации новых похожих дел, вплоть до Московских процессов 1937–1938 годов.