Dmytro Smoylenko/ Keystone Press Agency/ Global Look Press
Россия приостановила 30 октября участие в «зерновой сделке» из-за атаки на Черноморский флот в Севастополе. Что удивительно — первым об этом сообщило Минобороны, а МИД позже добавил, что украинские вооруженные силы совершили атаки под прикрытием гуманитарного коридора, в связи с чем Россия «не может гарантировать безопасность гражданских сухогрузов, участвующих в "черноморской инициативе", и приостанавливает ее реализацию с сегодняшнего дня на неопределенный срок». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин пока не планирует переговорить с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в связи с этим решением Москвы. Напомним, что Россия уже не раз заявляла, что только 3% зерна, входящего в «зерновую сделку» попадает в бедные страны, остальное направляется в Европу.
Напомним, что в Стамбуле 22 июля был подписан пакет документов, призванных решить проблему поставок продовольствия и удобрений на мировые рынки. В том числе, там был оговорен механизм вывоза зерна из подконтрольных Киеву черноморских портов. Созданный РФ, Турцией, Украиной и ООН Совместный координационный центр в Стамбуле предназначался для досмотра судов с зерном, которые должны были идти по специальному коридору с целью не допустить контрабанды оружия и исключить провокации.
США и ЕС уже осудили решение Москвы и призвали Россию не играть в «голодные игры». На момент подготовки этого материала о реакции Турции официально объявлено не было, но, по конфиденциальной информации от турецкого чиновника, которого процитировало агентство Bloomberg, сейчас о статусе черноморской зерновой инициативы ведутся переговоры с Россией. «Деньги» поговорили с директором аналитического центра «СовЭкон» Андреем Сизовым о том, чем грозит срыв «зерновой сделки» миру.
— Какая доля украинского зерна из предполагавшегося к экспорту уже вывезена ?
— По официальным данным, в текущем сезоне из Украины вывезено порядка 12,2 млн тонн зерна, из них 9,8 млн тонн — в рамках «зерновой сделки». В совокупности, это примерно треть или, даже четверть от экспортного потенциала Украины на текущий сезон.
— Насколько серьезен срыв сделки для мирового рынка зерна?