Кадр из фильма Алексея Федорченко "Большие змеи Улле-Кале"

Кадр из фильма Алексея Федорченко "Большие змеи Улле-Кале"

Пресс-служба фестиваля "Послание к человеку"

Вопреки всем опасениям, вопреки сомнениям в необходимости здесь и сейчас «развлекательно-культурного мероприятия», в Санкт-Петербурге прошел очередной, 32-й международный кинофестиваль «Послание к человеку».

Честно сказать, раньше это название слегка смущало своей пафосностью — в конце концов, что вообще есть искусство и любое его произведение, как не послание к человеку? Но сейчас, в дни войны, это название вдруг обрело новый, уже беспафосный, смысл, заигравший новой краской. Если раньше цель фестиваля, как и всякой подобной затеи, сводилась к культурно-просветительским задачам — в первую очередь показать реальный срез мирового кинематографа, — то сейчас на первый план выходит более конкретная цель: достучаться. Достучаться до тех, кто по каким-то причинам позволил себе забыть о гуманности, забыть о правде, поверил тем, кто взялся переписывать историю. И хотя у «Послания…» традиционно своя публика, до которой «достукиваться» вроде и нет нужды, тем не менее концентрация свободной мысли здесь такова, что становится целительным зельем для всякого пришедшего.

Здесь нет фильмов, о которых можно сказать только: «Стильно, красиво». Здесь принимают только красоту гуманности и милосердия. Поэтому фильмы «Послания…» кажутся сплошь о больном — о брошенным стариках, больных детях, неблагополучных подростках, войнах, расставаниях, борьбе за свободу, борьбе против свободы. Здесь сердце зрителя бьется громче, чем обычно. Здесь впервые звучат новые имена, которые потом зазвучат по миру. Здесь начинали Алексей Федорченко и Виктор Косаковский, сюда приезжали почетными гостями Мераб Мамардашвили, Лени Рифеншталь, Аньес Варда…

В этом году «Послание к человеку» началось и закончилось Алексеем Балабановым.

Фрагмент выставки, посвященной Алексею Балабанову