Мобилизация в России

Мобилизация в России

Elena Mayorova / Global Look Pres

Новая волна мобилизации в России может начаться зимой после завершения осеннего призыва — несмотря на заверения Кремля в том, что призыв резервистов окончен. Это утверждает издание «Верстка» со ссылкой на источники в различных органах власти и госкомпаниях, телеграм-канал «Можем объяснить» пишет, что повестки в военкоматы на 2023 год уже начали приходить мужчинам.

«Я не знаю точных сроков, но новая мобилизация в России может начаться скоро, возможно, уже зимой», — рассказал «Верстке» близкий к Кремлю собеседник. Другой источник говорит, что после «эмоциональной разгрузки населения» во время новогодних праздников можно будет вновь начать мобилизационные мероприятия: «в конец [мобилизации] никто не верит, ясно, что люди понадобятся еще, неясно только, сколько их будет».

По информации издания, на новую волну мобилизации косвенно указывают ряд признаков. Так, в мэрии Москвы не была распущена специально созданная команда, которая помогала военкоматам разбираться со случаями незаконного призыва. Специалистам заявили, что они могут отдыхать до Нового года, а потом вернутся к работе. Также идет работа по модернизации баз данных военкоматов, которые подключают к базам данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России, ГАС «Выборы» и органов ЗАГСа.

«Можем объяснить» сообщает о трех известных случаях, когда военнообязанным пришли повестки на 2023 год. В частности, 28-летнего обладателя мобилизационной брони для сотрудников IT-сферы из Нижнего Новгорода обязали явиться в военкомат 30 марта.

Российские власти, включая министра обороны Сергея Шойгу и президента Владимира Путина, в конце октября заявили об «окончании мобилизационных мероприятий». По их словам, в армию по мобилизации призваны необходимые 300 тысяч человек, и новых призывов якобы не будет. Однако указа о завершении мобилизации нет. Многие юристы подчеркивают, что устные сообщения о том, что людей больше не будут призывать, не имеют юридической силы, и возобновить мобилизационные мероприятия власти могут в любой момент.

«Не публикуя указ об окончании мобилизации, власти оставляют за собой возможность по-прежнему добирать людей, потому что война еще будет продолжаться и расширяться. Властям не придется принимать хаотичных решений: то отменять мобилизацию, то снова объявлять — это было бы колоссальным имиджевым ударом, на который они не готовы идти. Поэтому сейчас придумываются какие-то псевдоправовые конструкции, что никакого указа не требуется. Для отмены нужен указ, а для этого нужна политическая воля и решение, которое никто не хочет принимать, в том числе верховный главнокомандующий», — отмечает юрист Алексей Табалов.

В американском Институте изучения ⁠войны (ISW) считают, что к военным действиям в Украине ближе к весне могут привлечь не только резервистов, но также призывников осенней волны.

«Призывники почти наверняка будут отправлены в Украину после завершения их обучения примерно в марте или апреле 2023 года. Они могут быть отправлены [на войну] и раньше, если придется реагировать на перемены на полях сражений», — прогнозируют эксперты.

В пользу версии ISW говорит тот факт, что российские власти часто не сдерживают своих обещаний. В частности, после начала полномасштабной войны в Украине Владимир Путин заявлял, что никакой мобилизации среди населения не будет, на фронт отправятся только контрактники и люди из запаса. Солдаты-срочники, как выяснилось, тоже привлекались к боевым действиям. В частности, в апреле в Черном море затонул крейсер «Москва», на котором были матросы-срочники. Также сообщалось о присутствии срочников на сухопутной российской-украинской границе.

В ISW высказывают мнение, что Владимир Путин ⁠готовится ⁠к затяжной военной кампании в Украине. ⁠Он хочет удержать позиции на фронте силами армии и мобилизованных до весны, а затем, когда закончится весенняя распутица, начать атакующие действия, бросив в бой солдат-срочников. Военные аналитики считают, что надежды Путина не сбудутся: резервисты и призывники переломить ситуацию в Украине не смогут из-за плохой военной подготовки, отсутствия надлежащего снабжения, техники и крайне низкого боевого духа.

4 октября Forbes сообщил со ссылкой на источник в администрации президента РФ, что с начала мобилизации из России уехали от 700 тысяч до 1 миллиона человек. В Кремле назвали эту информацию «уткой». В МВД Казахстана заявили, что с 21 сентября в страну въехало более 200 тысяч россиян, власти Грузии сообщили, что в стране сейчас находятся свыше 112 тысяч граждан РФ, в Узбекистане — более 318 тысяч россиян. В первые недели мобилизации на наземных границах между Россией и соседними странами возникли многокилометровые очереди, а билеты на международные авиарейсы подорожали в разы.

По подсчетам Republic, с начала призыва на фронте погибли не менее 47 резервистов. Вместе с небоевыми потерями — когда мужчины умирали в учебных воинских центрах и на полигонах — цифра на данный момент перевалила за 100 случаев. Реальное число, скорее всего, больше: в статистику вошли только те случаи, о которых сообщалось в публичном поле — когда гибель военных подтвердили их родственники, местные власти или СМИ.