Русский марш в Москве, 1 мая 2013 года. Photo: Dmitry Golubovich / Global Look Press
С начала войны в Украине российские власти с помощью пропаганды, депутатов и силовиков усилили кампанию по поиску врагов внутри России. На них можно переключить фокус внимания недовольного общества и свалить вину за ухудшение жизни россиян. В числе таких «врагов» — ЛГБТ-люди, «коллективный Запад», «нацисты» в Украине, оппозиционные политики, до недавнего времени это были трудовые мигранты. Российский информационно-аналитический центр «Сова» более 20 лет исследует проблемы ксенофобии и национализма в стране. Его директор Александр Верховский, бывший член президентского Совета по правам человека, рассказал Republic о ненависти, которую государство провоцирует в обществе, к кому она адресована и к каким последствиям приведет.
«Кампания против ЛГБТ чрезвычайно эффективна, если сравнивать затраты и результат»
— Только что Госдума приняла закон, запрещающий пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений», со штрафами до 10 млн рублей. Понятно, что власти нужно переводить общественное недовольство войной и бедностью с себя на другие объекты. Но почему именно ЛГБТ выбрали таким главным врагом? Это такая легкая добыча, которую общество точно не захочет защищать?
— Отчасти так. Это чем-то напоминает кампанию против Свидетелей Иеговы (организация признана в России экстремистской и запрещена. — Republic), которая длится много лет. Причем им гораздо хуже, чем ЛГБТ, это десятки и сотни уголовных дел. Хотя, казалось бы, Свидетели Иеговы вообще никогда политикой не занимались, просто принципиально, для них это невозможно. Могли бы их и оставить в покое. Но нет, что бы ни происходило, война уже идет, а Свидетелей Иеговы с таким же усердием гоняют.
Мне кажется, что в целом кампания против ЛГБТ укладывается в представление о борьбе за «традиционные ценности». А «традиционные ценности», мне кажется, важная вещь для самоопределения наших властей. Российское государство позиционирует себя как «великую державу», которая борется с превосходящим по мощности цивилизационным врагом, то бишь с Западом. А за что оно борется? Оно борется за суверенитет, который носит и культурный характер, для того чтобы сохранить эти наши традиционные ценности, у которых с некоторых пор появилось даже свое определение в документах. Но оно настолько широкое, что непонятно, почему эти ценности наши, они более-менее общие везде.
Но на самом деле само это понятие подразумевает сохранение какой-то незападной, нелиберальной «особости», которая является идеологическим знаменем. Она вымышлена в значительной степени, но это и не имеет значения. И наша держава в этой картине защищает «традиционные ценности» не только в границах Российской Федерации, она их в мировом масштабе защищает, стремится защищать их и на территории Запада, сотрудничая с действующими там консервативными течениями. Это продолжается годами, и это не какой-то секрет, а вполне открытая официальная стратегия.
— Почему нельзя было стать «защитником семейных ценностей» в глазах мирового сообщества и внутренней аудитории не с помощью гонений неугодных, а действительно поддерживая семьи, материнство? Защищая их от нищеты, стимулируя рождаемость?
— Если реально смотреть на вещи, чем это могло бы обернуться внутри? Конечно, если мы как великая держава хотим укреплять брак как брак между мужчиной и женщиной, наверное, первое, что могло бы прийти в голову из позитивных действий, это какие-нибудь социальные программы поддержки материнства и многодетности. И они вроде как существуют, но ведь требуют денег, гораздо больших денег, чтобы быть действительно эффективными. А деньги это такая вещь, которую жалко тратить. Зато бороться с ЛГБТ можно практически бесплатно.
Facebook (* — Meta — организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории РФ)
От кого мы защищаем эти ценности? От страшного внутреннего врага. Он чем страшен? Тем, что его поддерживает мощная внешняя сила нашего стратегического противника. Сами по себе они, ЛГБТ, не страшные, но вот этой поддержкой страшны. И они стали частью все той же «великой цивилизационной борьбы».
При этом против ЛГБТ почти никаких реальных действий можно и не предпринимать. Что за последние годы государство такого сделало с ЛГБТ-людьми, в конце концов? Закрыло несколько организаций. Оно почти не применяло эту статью про ЛГБТ-пропаганду среди несовершеннолетних, на самом деле по этой статье ничтожное количество дел. Даже с точки зрения применения репрессивного аппарата это очень маленький сектор и маленький объем расходуемых ресурсов. Больше проблем создают распоясавшиеся на этом фоне гомофобные активисты. А резонанса зато очень много.
С точки зрения презентации себя народу, и не только своему, как защитника той самой традиционности кампания против ЛГБТ чрезвычайно эффективна, если сравнивать затраты и результат. Можно продолжать в том же духе и дальше. Лишил прокатных удостоверений десяток фильмов. Сколько это стоит? Ничего. А сколько об этом напишут?
— Но разве такой подход не вызовет еще большее раздражение своей бессмысленностью?
— Вызывает, но невозможно не вызвать совсем уж ни у кого недовольства. Мы, конечно, сейчас посмотрим, как будет развиваться применение этого нового законодательства, но не исключат же они из культурной сферы прям буквально все произведения, в которых фигурирует какая бы то ни было гомосексуальная тематика. Вот не будет этого. Помнится, когда принимался закон, что в публичном пространстве не могут существовать тексты, которые описывают употребление наркотиков, все хихикали: а как же Шерлок Холмс будет курить свой опиум? А он как курил, так и курит. (На самом деле Шерлок Холмс употреблял раствор кокаина внутривенно. — Republic.) Никто не изымает книжки про Шерлока Холмса, потому что задачи такой вовсе не было. Была задача показать, что мы боремся, а для этого не нужно было изымать «Шерлока Холмса».
Правящая группа в последние 10 лет во все большей степени пытается себя презентовать как идейно мотивированную власть. Не просто как прагматичный авторитарный режим, который правит потому, что лучше всех знает, как надо. А потому, что есть некие идеи, которые он готов защищать, а граждане будут его поддерживать и терпеть неудобства. Для такого типа политического режима презентация борьбы политически очень полезна. Ты принимаешь законы, немножко применяешь, все это дешево и просто, вокруг создается ужасно много шума, а ты выглядишь серьезным идейным борцом, а что еще нужно?
— Все эти люди и сами не верят в эти традиционные ценности, президент разведен, некоторые сенаторы публично отказываются от своих детей, не поддерживающих войну, депутатов часто обвиняют в домогательствах и распутном образе жизни. Получается как с идеей коммунизма в СССР, которая не могла не рухнуть?
— Я не знаю, во что они верят, это и не имеет значения. Они создают образ. И достаточно успешно, судя по тому, как много у России было партнеров на Западе по борьбе за традиционные ценности. На Западе всякие консервативные течения действительно за что-то борются, и почему бы им было не приветствовать такого партнера с востока. Но, конечно, сейчас Украина подкосила число партнеров довольно сильно.
— Несмотря на то, что эта борьба за ценности — симуляция, реальность она все-таки формирует. Приводит ли к реальной ненависти к ЛГБТ?
— Конечно, реальная дискриминация ЛГБТ существует. Но она как таковая является не целью, а инструментом для создания выигрышного имиджа, а также побочным эффектом этой деятельности.
— Чем, кстати, так провинились Свидетели Иеговы?
— На этот счет существуют разные теории. Понятно, что базово в глазах начальства они тоже «нетрадиционные», притом у них и штаб-квартира в Нью-Йорке. Но много у кого есть штаб-квартира на Западе, а у Свидетелей Иеговы есть еще и дополнительный недостаток, только им присущий: они в силу религиозных взглядов стараются не общаться с государством, просто не коммуницируют с ним по возможности. И нашим властям, которые стараются управлять всеми субъектами в ручном режиме, это внушало значительные подозрения.