Владимир Путин

Владимир Путин

Yevgeny Philippov/Global Look Press

Михаил Ходорковский недавно написал книгу «Как убить Дракона. Пособие для начинающих революционеров» и пригласил меня к участию в публичной дискуссии по ее поводу. Я решил воспользоваться этим приглашением и написать серию статей со своими мыслями относительно некоторых из затронутых в этой книге тем.

Начну с общей проблемы, с которой, на мой взгляд, сталкивается большинство рассуждений на тему «прекрасной России будущего». Автору всегда сложно провести грань между идеальным образом будущего, к которому хотелось бы стремиться (идеальная точка В) и рассуждениями о том, как должен выглядеть путь, посредством которого реальная Россия может в это идеальное будущее попасть (путь из точки А в точку В).

Обсуждения идеальной точки В сами по себе не бессмысленны. Единый образ желаемого будущего важен для увеличения вероятности изменений. Однако это упражнение в мире без ресурсных ограничений, где достижимо все желаемое. В этом мире между мной, Ходорковским и произвольной выборкой из числа современно мыслящих россиян будет мало принципиальных разногласий, а споры уйдут в малосущественные для целей описания точки В детали.

В свое время марксисты изобрели довольно привлекательную точку В — коммунизм. Многие из них реально в этот коммунизм верили и искренне желали его построить. Наличие данного привлекательного образа будущего позволило марксистам прийти к власти в ряде стран и осуществить множество реальных изменений. Однако большинство этих изменений по факту двигали общество в далекую от идеального коммунизма сторону. Не потому, что пришедшие к власти марксисты не верили в коммунизм, а потому, что реальная точка А диктовала совсем иную логику действий.

В отличие от точки В, место российской точки А на политической карте пока неизвестно. Сегодня поезд «Россия» движется в противоположную от точки В сторону. Мы не знаем, куда он успеет доехать и в каком состоянии окажется к моменту разворота. Необходимо понимать, что стратегия экономических или институциональных преобразований не может быть универсальной для любых ситуаций. В реальной жизни стратегия всегда зависит от текущих ресурсных ограничений, групп поддержки, силы и направлений противодействия реформам и так далее.

Для иллюстрации различий между возможными точками А я приведу ряд сценариев, даже не пытаясь охватить все разнообразие альтернатив. В каждом из них будем исходить из презумпции, что пришедшее к власти правительство в целом согласно с образом будущего В, предложенным Ходорковским. Однако первоочередные проблемы приоритеты и возможности этих правительств будут сильно отличаться, в зависимости от текущих обстоятельств.