Бразильские охотники за рабами ведут в неволю захваченных индейцев гуарани. Картина Жана-Батиста Дебре, ок. 1830

Бразильские охотники за рабами ведут в неволю захваченных индейцев гуарани. Картина Жана-Батиста Дебре, ок. 1830

Книга американского биолога Марка Моффетта «Человеческий рой: естественная история общества» (русский перевод только что вышел в ИД Азбука-Аттикус) сделана в том же популярном жанре «большой истории», к которому относятся знаменитые «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, «Почему одни страны богатые, а другие бедные» Дарона Аджемоглу / Джеймса Робинсона или «Природа зла» Александра Эткинда.

Как правило, авторы подобных эпических произведений выдвигают яркую (и доступную) концепцию глобального исторического развития, иллюстрируя свои обобщения множеством любопытных исторических деталей. И если биогеограф Даймонд делает основной упор на факторе географических условий, гарвардские экономисты Аджемоглу и Робинсон анализируют понятия инклюзивности и экстрактивности, а Эткинд сосредоточен на роковой роли природного сырья как основы цивилизации, то мирмеколог Моффетт естественным образом склоняется к социобиологии, нащупывая параллели — и ключевые различия — в общественном поведении людей и животных.

Насколько убедительно это у него получается — судить читателю. С любезного разрешения издательства публикуем раздел «Захват рабов» из главы «От племен к нациям».