Франсиско Писарро

Франсиско Писарро

wikipedia.org

Краткий пересказ книги Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь: история человеческих сообществ» (М.: АСТ, 2010).

Контекст

Даймонд — настоящая поп-звезда среди гуманитарных ученых, с чьей славой может сравниться разве что известность социолога Малкольма Гладуэлла. Будучи антропологом по основной своей специальности в Калифорнийском университете, Даймонд основательно занимался биологией, экономикой и социологией и пишет научно-популярные книги на стыке всех этих дисциплин. Если судить о его успехах по тиражам, они грандиозны: миллионы копий продано во всем мире.

«Ружья, микробы и сталь» — самая популярная из работ Даймонда. Она охватывает всю историю человечества с целью ответить на извечный вопрос «Почему человечество развивается неравномерно?». По каким причинам австралийские аборигены живут в каменном веке, в то время как европейцы научились производить сложнейшие орудия, строить космические корабли и передавать накопленные знания следующим поколениям — а также придумали ядерные бомбы, страшные пытки и продолжают разрушать экологию семимильными шагами?

Даймонд выдвигает гипотезу, что асимметрия в развитии разных частей света объясняется сугубо естественными факторами: средой обитания, климатом, наличием пригодных для одомашнивания животных и растений и даже очертаниями, размером и расположением континентов по осям. Он категорически настаивает, что успех народности, нации, расы никак не связан с человеческой биологией.

Разумеется, Даймонда критикуют. Его научные оппоненты называют такой подход географическим детерминизмом и указывают на то, что, если правильно подобрать факты, любые явления можно объяснить таким же образом. Современная наука вообще с подозрением относится к теориям, пытающимся объяснить «все»: слишком они напоминают популярные, но дискредитировавшие себя большие нарративы прошлого, такие как марксизм или фрейдизм.

Вопрос Яли

«В июле 1972 г. я занимался очередным полевым исследованием эволюции птиц на тропическом острове Новая Гвинея, — пишет Даймонд, — и познакомился с популярным местным политиком по имени Яли. Яли задал вопрос, который стал поводом к написанию книги: "Почему вы, белые, накопили столько карго (собственности и технологий) и привезли его на Новую Гвинею, а у нас, черных, своего карго было так мало?"»

Между образом жизни среднего новогвинейца и образом жизни среднего европейца или американца пролегает пропасть. У такого колоссального несоответствия должны быть веские причины — причины, которые по идее должны быть очевидны. Генетическое объяснение — давно выдвинутый, но неверный ответ на вопрос Яли. Еще один существующий вариант ответа сводится к перечислению факторов, позволивших европейцам уничтожить или покорить другие народы: огнестрельное оружие, инфекционные болезни, стальные орудия труда и промышленно изготавливаемые товары. Это объяснение ближе к истине, однако не отвечает на вопрос, точнее, порождает новый и более сложный вопрос: почему именно у европейцев, а не у африканцев или коренных американцев появились ружья, наиболее опасные микробы и сталь?

Стартовая линия

Человеческая история как нечто отдельное от истории животных стартовала в Африке около семи миллионов лет назад. Приматы, принадлежащие к нашей эволюционной родословной, научились прямохождению около четырех миллионов лет назад.

От первых Homo sapiens нам не осталось ничего, кроме скелетных останков и грубых орудий. На этом этапе всемирной истории в Австралии люди даже еще не появились, не было людей и в обеих Америках.

Где-то 100–50 тысяч лет назад в способностях наших предков произошла некоторая крупномасштабная перемена, «великий скачок вперед», о природе которого ученые спорят. Его причиной, по мнению автора, стало совершенствование голосового аппарата, то есть формирование анатомической основы современного типа речи, от которой принципиально зависит реализация творческих способностей человека.