Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев / kremlin.ru

Никогда такого не было — и вот опять. Не успел президент России Владимир Путин объявить о создании «тройственного газового союза» с Казахстаном и Узбекистаном, как уважаемые партнеры, один за другим, открестились от новообразования. Похоже, это только начало цепочки «ножей в спину».

О создании «тройственного газового союза» было широко объявлено после встречи в Москве президентов Казахстана и России. Пресс-секретарь президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева Руслан Желдибай заявил, что образование такого союза, куда войдут Россия, Казахстан и Узбекистан, обсуждалось в ходе встречи. Это подтвердил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. А вице-премьер РФ Александр Новак разъяснил его целесообразность: со времен СССР три страны имеют общую газотранспортную систему, которая может использоваться для поставок российского газа, в том числе, для экспорта в Китай.

Собственно, именно проблема переброски газа с европейского на азиатское направление и побуждает российские власти искать пути ее решения. Существующие мощности позволяют перенаправить половину объемов, шедших в ЕС. Остальное девать некуда. Для Узбекистана российский газ тоже был бы нелишним: в стране ощущается дефицит газа. Узбекистан добывает около 52 млрд куб. м газа в год, импортирует 4 млрд куб. м, а экспортирует — 2,7 млрд куб. м. Сейчас, на фоне резкого похолодания, страна была вынуждена прекратить экспорт 6 млн куб. м в день в Китай. Для Казахстана тоже было бы неплохо стать газовым хабом на пути российского газа в Азию — тем более, что казахская нефть идет через трубопровод КТК по российской территории, и страна заинтересована в том, чтобы никаких проблем на российской территории в перекачке нефти не возникало.

Ох, похоже, не надо было называть союз «тройственным» — уж очень плохая у этого словосочетания ассоциация. Уже 30 ноября замглавы МИД Казахстана Роман Василенко фактически дезавуировал слова не только российских представителей власти, но и казахстанскую сторону. «Принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что Казахстан не дозволяет использовать свою территорию для обхода санкций», — заявил он. И даже добавил, что в дипломатии озвучивается очень много идей, которые «заслуживают пристального внимания специалистов перед тем, как принимается то или иное государственное решение».

Теперь о недопустимости создания союза для обхода санкций заявил и Узбекистан.