В издательстве «МИФ» вышла книга Майкла Шура, продюсера и сценариста известных сериалов «В лучшем мире», «Офис» и «Черное зеркало» — о моральной философии. Книга называется «Мифы об идеальном человеке. Каверзные моральные дилеммы для самопознания» и рассказывает о том, что значит быть хорошим человеком в современном мире.
Я провинился. Мне нужно извиниться?
Любому, у кого есть дети, знакома сцена, которая у нас дома разыгрывается раз в неделю.
Ребенок 1: Па-ап! Он вырвал пульт у меня из рук и не отдает!
Ребенок 2: Но она его просто держала, он ей не нужен!
Родитель: Нельзя просто вырывать вещи у человека из рук. Это нехорошо.
Ребенок 2 (бросая пульт обратно): Ладно, вот.
Родитель: Скажи, что просишь прощения.
Ребенок 2: …
Родитель: Ну давай, попроси прощения. Извинись.
Ребенок 2: …
Родитель: Мы постоим и подождем, пока ты не извинишься. Но тебе все равно придется это сделать.
(Они стоят и ждут. Время идет: минуты, часы. День сменяет ночь. Никто не ест. Звонят телефоны, никто не берет трубку. Где-то вдалеке слышен вой одиноких волков. Песок медленно течет в часах. Цивилизации рождаются и рушатся. Леса вырастают и сгорают дотла. Напоминание о единственной неизменной вещи во Вселенной: изменение себя. И тут…)
Ребенок 2 (мямлит): Прости.
Неприятно оказываться виноватым. Чувствуешь себя мерзко. И ужасно неловко. Но извиняться еще более неприятно, мерзко и неловко. Чувствовать свою вину — это одно; извиняясь, одновременно чувствуешь вину и стыд, причем прилюдно. Но как бы нам ни хотелось избежать этого стыда после того, как мы сели в лужу, извинения — последняя часть восхождения на гору в попытках стать лучше. Это всё в одном: и знак препинания в конце аристотелевского предложения о поисках добродетели, и легко сформулированная кантовская максима, и утилитаристское средство преумножения счастья, и контрактуалистский долг, который нам под силу выплатить. Без извинений рана, причиненная моральной несправедливостью, полностью не затянется.
Но это дико неприятно!
Однако нам нужно это сделать.
Но это дико неприятно.