Алексей Ракша

Алексей Ракша

youtube.com

Восемь миллиардов и «пределы роста» от Римского клуба

В ноябре этого мучительного года человечество достигло отметки в 8 миллиардов человек. Несмотря на ковид и другие катаклизмы последних лет общая численность людей на планете увеличивается быстрыми темпами. Параллельно с этим в отдельных странах население если и прирастает, то за счет притока иммигрантов, например, как в США, или вовсе неуклонно уменьшается, как в России.

Российское правительство и президент страны время от времени проявляют по этому поводу озабоченность. 15 декабря 2022 года на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимир Путин поручил правительству подготовить к концу февраля пакет мер, направленных на повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. На том же заседании вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что в рамках изучения факторов, влияющих на рождаемость, до 25 декабря будет подготовлен «портрет женщины, желающей родить ребенка». До конца февраля «портрет» дополнят результатами пилотных исследований, «направленных на определение влияния отдельных мер поддержки на желание женщины иметь детей». До 15 апреля 2023 года власти составят адресные рекомендации регионам по мерам повышения рождаемости.

В 1972 году был опубликован знаменитый доклад Римского клуба под названием «Пределы роста». В нем было представлено 12 сценариев развития человечества, которые можно свести к двум основным. Пессимистическому, когда безудержный рост населения приведет к тому, что к 2100 году человечество столкнется с нехваткой природных ресурсов, что, в свою очередь, приведет к резкому падению уровня жизни, то есть к обнищанию и голоду, и как итог — к катастрофическому сокращению населения до 1–3 миллиардов. И оптимистическому, который предусматривал стабилизацию населения и уровня потребления в результате жесткого контроля рождаемости на уровне естественной убыли. Впоследствии этот доклад много раз обновлялся с учетом новых данных, последнее обновление вышло в 2012 году и называлось «2052 — Глобальный прогноз на следующие сорок лет». В нем авторы по-прежнему настаивают на снижении рождаемости, чтобы избежать демографической катастрофы.

Противоположные взгляды на демографические проблемы высказывает один из самых богатых и известных людей нашего времени, глава SpaceX и Tesla Илон Маск. Год назад, в декабре 2021, выступая на «Саммите директоров» (CEO Council Summit), организованном The Wall Street Journal, он заявил, что один из самых больших рисков для человеческой цивилизации — это стремительно падающая рождаемость: «…я думаю, что одним из самых больших рисков для цивилизации является низкий уровень и быстрое снижение рождаемости. И все же так много людей, в том числе умных, думают, что в мире слишком много людей и численность населения выходит из-под контроля. Все совершенно наоборот. Пожалуйста, посмотрите на цифры. Если у людей не будет больше детей, цивилизация рухнет. Запомните мои слова», — сказал Маск.

Хотя демография — наука, оперирующая цифрами статистики по трем основным процессам: рождаемость, смертность и миграция — и применяющая математические методы анализа и прогнозирования, она тесно связана с историей, экономикой, социологией и политикой, и отделить «чистую» науку от происходящих в мире социально-экономических и политических процессов бывает очень сложно, да и, наверное, не нужно. Об этом и многом другом мы поговорили с независимым российским демографом, бывшим советником Росстата Алексеем Ракшой.

Рожать или не рожать?

По поводу рождаемости есть два противоположных подхода. Доклады Римского клуба с 1972 года предупреждают, что рост населения приведет к истощению невозобновляемых природных ресурсов, к голоду, нищете и стремительному вымиранию населения. Выход авторы этих докладов видят в ограничении рождаемости. Противоположную позицию высказал, в частности, Илон Маск. Он считает, что самый большой риск для цивилизации — это стремительно падающая рождаемость и выход в том, чтобы рожать больше детей. Правительство России, кажется, солидарно с Маском, и, по поручению президента Путина, работает над подготовкой пакета мер для повышения рождаемости в России.

Кто, по вашему мнению, прав? Нужно больше рожать или, наоборот, меньше рожать? Или вообще не нужно контролировать этот процесс? И ждет нас в итоге демографический коллапс или нет?

— Проблема обобщенных теоретических обсуждений в том, что они пытаются опереться на среднюю температуру по больнице. Это раз. И два — между докладом Римского клуба и заявлением Илона Маска прошло больше 50 лет. За 50 лет произошли грандиозные изменения.

Но последняя версия доклада вышла в 2012 году, и в нем авторы по-прежнему настаивают на том, что нужно жестко ограничивать рождаемость.

— В 2022 году ситуация сильно изменилась даже по сравнению с 2012 годом. Но главное, что все эти обобщенные рассуждения не работают. Если вы используете усредненные показатели по планете Земля, вы ни к чему ни придете, потому что в одних странах ситуация одна, а в других — совершенно другая, полностью противоположная. И ограничивать рождаемость нужно в тех странах, где она очень высокая, где быстро растет население, где уже очень высокая его плотность. А в тех странах, где рождаемость низкая, там нужно рождаемость стимулировать. У этих двух типов стран абсолютно противоположная ситуация и совершенно противоположные задачи.

А как же тогда опыт Китая, где жестко ограничивали рождаемость, и в итоге оказались в ситуации, кода население страны заметно уменьшается, и эта тенденция настолько далеко зашла, что остановить ее они уже не могут, даже перестав ограничивать рождаемость?

— Ну, Китай сам себе вырыл яму, собственными руками, он получает практически демографическую катастрофу. Но если вы вспомните, китайская политика «одного ребенка» была очень жестокой, там предпринимались очень авторитарные, жесткие административные меры, в других странах такого нет, я не знаю ни одной другой страны, где была бы такая жесткая политика. Поэтому Китаем не надо ни пугать другие страны, ни, тем более, брать с него пример. Это совершенно особая страна, которая сама себе создала на ровном месте огромную проблему, видимо, из-за некомпетентности руководства, отсутствия у него понимания, как это все работает. Не знаю, к сожалению или к счастью, Китай до сих пор большая часть населения мира, раньше это было 22%, сейчас меньше 18%, а будет совсем мало, всего несколько процентов. Но Китай — это совершенно особый случай, очень яркий, очень поучительный — как не надо делать. Но опять же, это отдельная страна, а любой глобальный разговор должен тут же разбиваться на разные регионы, разные группы стран и так далее.

То есть говорить о демографии в целом, без привязки к конкретным территориям и странам нельзя?

— Я считаю, что говорить о глобальной демографии в практическом прикладном применении нельзя, страны очень разные, и для разных стран совершенно противоположные рецепты.

«Потолок» в 10 миллиардов

В демографических прогнозах — и ООН, и Римского клуба — присутствует «потолок» в 10 миллиардов, после достижения которого начнется снижение численности населения. Что это за цифра, откуда она взялась?