Фрагмент мемориальной доски в Гданьске, где доктор Рудольф Шпаннер проводил свои опыты

Фрагмент мемориальной доски в Гданьске, где доктор Рудольф Шпаннер проводил свои опыты

Фото: Wiki

В издательстве Academic Studies Press / Библиороссика) вышла книга американской исследовательницы, профессора Чикагского университета Божены Шеллкросс «Холокост: вещи. Репрезентация Холокоста в польской и польско-еврейской культуре». Автор фокусируется на судьбе «обычных» предметов, некогда принадлежавших жертвам Холокоста, описывая (цитируем издательскую аннотацию) «способы репрезентации объектов Холокоста в польских и польско-еврейских текстах, написанных во время или вскоре после Второй мировой войны».

Индустрия Холокоста не ограничивалась промышленным истреблением миллионов людей: личное имущество, отобранное у жертв, прибывших в лагерь смерти, также должно было послужить на благо Рейха. Одежда, обувь, очки, кухонная утварь после сортировки отправлялись на склады-распределители подержанных вещей или становились сырьем для нацистской промышленности. Количество этих предметов было поистине огромным: на одной из архивных фотографий из Освенцима, пишет Шеллкросс, видны «настолько высокие горы обуви, что пришлось использовать лестницу, чтобы достать до верха».

Впрочем, в главе «История производства мыла во время Холокоста», фрагмент которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор заходит на еще более мрачную территорию: возможно ли, что сами тела умерщвленных становились объектом промышленной переработки и дальнейшего бытового использования?