Семья эвакуируется из своего дома в Северодонецке (Луганская область) 24 февраля

Семья эвакуируется из своего дома в Северодонецке (Луганская область) 24 февраля

Фото: Diego Herrera / Keystone Press Agency / Global Look Press

Из-за войны с Россией миллионы жителей Украины теряют свои дома и спасаются за пределами своей страны. Большая часть уезжает в европейские страны, но многие оказались в России, куда бежали от войны с 2014 года. Украинские граждане, которые находятся на территории РФ, часто боятся общаться с журналистами из-за своего уязвимого в условиях войны положения. Студентка из Луганска Полина (имя изменено) согласилась поговорить с Republic. Она живет и учится в прифронтовом российском регионе, который попросила не указывать из соображений безопасности, а члены ее семьи находятся на подконтрольной России территории ЛНР и в Киеве. 22-летняя украинка рассказала, как изменилась ее жизнь сначала после аннексии Крыма, а затем после начала полномасштабного вторжения в Украину и что ей сейчас приходится переживать «на территории врага». Публикуем ее рассказ.

«Преподаватели в российском вузе уговаривали меня поменять гражданство, натиск был постоянно»

Я живу в России почти пять лет, приехала сюда из Луганской области еще до начала полномасштабной войны, тогда это уже была ЛНР. Эта война преследует меня всю мою сознательную жизнь. Сейчас мне 22 года, и я была ребенком, подростком, когда она началась. Но я уже тогда понимала, что мне это очень не нравится.

Меня всегда преследовали мысли: я хочу сбежать, я не хочу здесь жить. И когда я закончила школу, у меня были два варианта, куда идти учиться дальше: ехать поступать в Украину или в Россию. Некоторые мои друзья, они постарше меня, поступали в украинские вузы.

Тогда у нас в Луганске было распространено мнение, что там, в Украине, нас не будут любить, нас будут гнобить преподаватели, потому что мы из Луганска, мы якобы за Россию. Я всего этого испугалась. А у школьников из Луганской области тогда была возможность поступить на бюджет в России. Преподаватели на нас давили, говорили: «Давайте, это отличная возможность». И я выбрала Россию и не жалела об этом.

Преподаватели в российском вузе уговаривали меня поменять гражданство, натиск был постоянно. Но я этого делать не хотела. Я также не оформляла себе статус беженца, ничего такого, я учусь здесь как иностранец. Хотя некоторые беженцы получают здесь выплаты, им предоставляют жилье. Таких студентов из Украины в этом регионе учится довольно много, большинство живут в студенческих общежитиях. Но сейчас у нас все занятия проходят онлайн, и я мало кого вижу. У меня есть свой круг общения, который я себе создала, в основном я общаюсь с несколькими друзьями и со своим молодым человеком.