youtube.com/@AfricanBiographics
13 мая 1978 года отряд из нескольких десятков одетых в черную униформу вооруженных мужчин в высадился на берег острова Нгазиджа, также известного под названием Гранд-Комор, где располагалась столица Коморских Островов Морони. Незадолго до этого президент-маоист расположенного между восточным побережьем африканского континента и Мадагаскаром государства с населением меньше миллиона человек приказал своим людям выследить и убить всех собак на архипелаге, поскольку приближенный шаман внушил политику, что его убьет белый человек с черным псом.
Миссия по истреблению дворняжек предсказуемо провалилась, но на судьбу крайне непопулярного среди населения Али Суалиха ее исход никак не повлиял. В действительности представлявший для него угрозу белый человек с немецкой овчаркой на поводке не жил на Коморах, а руководил прибывшим из Европы отрядом наемников. Меньше чем три года назад именно он помог Суалиху прийти к власти, а теперь собирался сместить его и осуществить военный переворот.
Sascha Grabow www.saschagrabow.com. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org
На пути к президентскому дворцу Боб Денар и его люди убили четверых полицейских. Они застали главу государства в постели с двумя молодыми девушками и сразу заключили под стражу. Не оказавший никакого сопротивления Суалих признался, что не удивлен появлению Денара. Власть на Коморских Островах вернулась к бывшему сенатору Франции и министру колонии Ахмеду Абдалле — тому самому, которого в августе 1975-го при поддержке наемников сместили левые радикалы. Меньше чем через две недели — 29 мая 1978 года — 41-летнего Суалиха застрелили «при попытке бегства». На острове и за его пределами не сомневались, что опального маоиста казнили те же люди, которые способствовали его восхождению и падению.
26 ноября 1989 года люди в униформе ворвались в спальню к 70-летнему Ахмеду Абдалле, который благодаря их поддержке добился абсолютного контроля над населением и правил как диктатор. На этот раз никто не заключал президента под стражу: его застрелили на месте, а главой государства стал сводный брат покойного Суалиха Саид Джохар.
Растянувшуюся на несколько десятилетий череду переворотов, политических арестов и убийств объединяла фигура одного человека — хозяина немецкой овчарки, который помог прийти к власти двум политикам с противоположными мировоззрениями и поучаствовал в свержении — а возможно и в гибели — обоих. Его звали Боб Денар, но в прессе о нем чаще писали с использованием красочных эпитетов: Последний пират, Король наемников, Гроза президентов. В одной статье утверждалось, что Абдаллу лидер наемников убил, выпустив в окно президентской спальни начиненную взрывчаткой ракету. С каждым следующим переворотом личность французского военного обрастала все большим количеством невероятных характеристик и подробностей.
Уже в 2000-х, когда Денара судили за участие в преступной группировке, человек, который десятилетиями свергал и устанавливал правительства по всей Африке, лаконично резюмировал свою роль в охватившем континент хаосе: «Я лишь солдат, я никогда не был убийцей». Себя он позиционировал как скромного профессионала, посвятившего жизнь самоотверженной борьбе с вредной и опасной коммунистической идеологией.
«Я не был святым, — признал Денар в интервью в 1993-м. — Нельзя остаться невинным, когда участвуешь в боевых действиях. Но я бы не сидел здесь, если бы совершил что-то по-настоящему достойное осуждения».
Себя он сравнивал с корсарами, которых король наделял правом атаковать иностранные суда.
«У меня такого разрешения не было, — рассуждал Денар. — Зато у меня были паспорта, выданные секретными службами».
Во многих отношениях вездесущий наемник оказался одной из самых символичных фигур второй половины XX века: периода краха империй, холодной войны, борьбы за международное влияние, деколонизации, противостояния идеологий и конкуренции между ведомствами. Денар менял расстановку сил на континентах, провоцировал конфликты и приводил к власти нужные режимы, но не относился ни к одной официальной структуре, не привязывался к партиям или людям. Даже антикоммунистическое мировоззрение не помешало ему откликнуться на предложение преданного сторонника маоизма о сотрудничестве.
youtube.com/@AfricanBiographics