Фото: пресс-служба Кремля
Приближается годовщина со дня объявления Владимиром Путиным «специальной военной операции». Год назад генерал ФСБ в отставке Евгений Савостьянов, в прошлом работавший вместе с Владимиром Путиным в Кремле, невысоко оценивал перспективу полномасштабного вторжения, считая его нерациональным решением. Сегодня он рассказал Republic о пяти ошибках Путина, которые привели к катастрофе, об условиях окончания войны и о ситуации в России на ближайший год и в более отдаленном будущем.
«Россия скатывается в роль вождя третьего мира, где мы нужны только до тех пор, пока можем давать деньги»
— Ровно год назад в интервью Republic вы давали 15% тому, что Владимир Путин пойдет на иррациональное, по вашим словам, решение — начать военное наступление на Украину. Иррациональное потому, что оно непременно дестабилизирует общество, к которому быстро придет отрезвление, и это поставит под угрозу власть российского президента. Но спустя этот год мы видим, что война продолжается, Путин вроде бы крепко стоит у власти, народ не возмущается и катастрофа больше похожа на затянувшуюся беду. Как вы на все это смотрите сейчас?
— Понятие катастрофы тесно сопряжено с понятием возможностей. Это связано с тем, что китайский иероглиф, которым обозначается и то, и другое, возник в связи с тем, что река Хуанхэ, меняя течение, смывала одни деревни, но освобождала пространства, щедро удобренные илом, для получения хороших урожаев в других местах.
Здесь я вижу трагедию, но не вижу возможностей. Это колоссальная беда наших народов, я даже могу конкретизировать — русского народа, который оказался воюющим с обеих сторон. Надо прямо признать, что то, что полыхает в Украине, в основном происходит в самых русских областях Украины. До начала военных действий это были самые русские, пророссийские регионы.
У меня прошлым летом останавливались люди, которые переезжали из Украины в Европу, это были почти исключительно русские люди. И они все время говорили: «За что ж вы нас так, что ж мы вам сделали?»
Это колоссальная историческая трагедия, в которой, по сути, мы воюем друг с другом. Это гигантская беда, которая отторгла нас на уровне людей, семей и народов на очень многие десятилетия. Причем совершенно никчемная, ненужная беда.
Тогда я говорил о 15%, по моей оценке это было так. Потом я уже догадался посмотреть, что означает нижние 15% по шкале IQ. Это число характеризует личности, которые неспособны к самоуправлению, которые нуждаются в наставлении и повседневной опеке и заботе. Примерно в такой логике Россия себя и проявила, приняв такое решение. Никаких выгод наш народ не получил.