Военнослужащие Сил самообороны Японии на учениях

Военнослужащие Сил самообороны Японии на учениях

Фото: army.mil / Wikimedia Commons

В издательстве Academic Studies Press / Библиороссика выходит интереснейшая книга американской исследовательницы Сабины Фрюштюк «Тревожные воины. Гендер, память и поп-культура в японской армии».

О Силах самообороны (именно так официально называется армия Японии) в мире знают довольно мало, зато внутри страны вооруженные силы с самого их основания в 1954 году остаются предметом острой полемики, а общественный статус военнослужащих, если верить книге, часто бывает довольно двусмысленным (вплоть до того, что военнослужащие могут появляться на улице только в гражданской одежде).

С одной стороны, пишет Фрюштюк, Силы самообороны всячески стараются дистанцироваться от мрачного империалистического прошлого Японии, воплощенного в Императорской армии, потерпевшей поражение во Второй мировой войне и распущенной в 1945 году.

Это стремление доходит до того, что в Силах самообороны упразднены все традиционные военные термины, бывшие в ходу в Императорской армии: вместо определения «военный самолет» употребляется выражение «особый самолет» (токубэцу хикоки), а воинские звания обозначаются «причудливыми числовыми определениями», такими как «наземная помощь первого ранга» (полковник) или «наземная помощь третьего ранга» (майор). Даже для обозначения дисклокации военнослужащего вместо номера дивизии или полка, употребляется номер «рабочего места» (сёкуха).

С другой стороны, это самое «рабочее место» — одно из ключевых понятий японской деловой этики. Традиционно идеалом японского «белого воротничка», или саларимена (от англ. salaried man, «сотрудник на зарплате») считался

«трудоголик, который много часов работает на какую-то крупную корпорацию, выпивает с коллегами или клиентами после работы, играет с ними в гольф по выходным, редко проводит время с женой и детьми и почти ничего не делает по дому — например, не убирает и не меняет подгузники».

Общественная норма (а вслед за ней и коммерческая реклама) превозносит самоотверженного офисного служащего как героического самурая, ежечасно способного на подвиг («Можешь ли ты сражаться 24 часа? Бизнесмен, бизнесмен, японский бизнесмен!»), и приписывает ему особую мужественность, выносливость и прочие воинственные качества.

При этом военнослужащие Сил самообороны «пренебрежительно отзываются о наемных работниках, считая их немужественными, эгоистичными и слабыми», а одним из самых распространенных мотивов выбора воинской службы является именно желание избавиться от перспективы пожизненного сидения на корпоративном рабочем месте.

Подробнее об этом — в отрывке из главы «Индивидуализм и служащий», который мы предлагаем вашему вниманию.

Сабина Фрюштюк (Sabine Frühstück) — японист, профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.