Ада Роговцева в фильме «Ветер с востока»

Ада Роговцева в фильме «Ветер с востока»

Artdocfest

Россия — щедрая душа. Пока одни рассуждают об отмене русской культуры в мире, а другие ищут по миру эту самую отмену, в России отменяют культуру в целом. Год назад в Москве разогнали Artdocfest — просто пришли на открытие и закрыли под каким-то смешным предлогом. Теперь Artdocfest, затеянный когда-то в России российским режиссером Виталием Манским, будет проходить только в Латвии, в Риге. Да и Манский, к слову, давно уехал из России

На неделю Рига стала прибежищем лучшего документального кино. Около 50 фильмов покажут в разных кинотеатрах города. Так хочется рассказать про все фильмы. Ну или почти про все — хотя бы про те, которые уже удалось посмотреть. Не получится. Поэтому лишь несколько слов про те картины, которые не идут из головы и смотреть которые — мука и счастье. Мука — потому что про трагедии. Счастье — потому что нашлись те, кто смог о них рассказать. И еще — потому, что есть пока те, кому это интересно и чьих слез хватает и на кино тоже. Когда-нибудь, и, возможно, довольно скоро, эти фильмы можно будет увидеть на онлайн-платформах (храни их бог!).

Поселок на Донбассе. Мальчишка лет 11–12 позирует на камеру, прикрепляя к крыше сарая желто-голубой флаг. «Это я для того, чтобы люди не думали, что на Донбассе все сепары!» — объясняет он. Такое теперь «детство-отрочество-юность» у украинских ребят. Режиссер Алиса Коваленко, снявшая фильм «Мы не погаснем», в 2014 году пошла на войну, где и сняла про себя фильм «Алиса в стране войны». Потом попала в плен, вернулась и первое время не могла снимать о войне — опыт оказался слишком тяжелым. С картиной «Мы не погаснем» Алиса вернулась к теме войны, на этот раз показав ее глазами донбасских подростков.

https://www.youtube.com/watch?v=_nH0jQglVbQ

На первый взгляд, война — где-то далеко. Ребята готовятся к экспедиции в Гималаи. Сами Гималаи мы увидим уже в самом конце — это фильм не о горах и даже не о поездке, это не роуд-муви — это большая, на полтора часа, фреска о том, как война проникает в каждую клетку мозга. Детский мозг с войной внутри него — самое страшное, что можно представить. Но Коваленко снимает не просто трагическую историю о детях на войне, но историю о том, как на войне можно выстоять. Эти подростки — герои картины — обычные дети, отличники и двоечники, болтуны и молчуны, лентяи и трудяги, смешные в своих романтических желаниях, на поверку вдруг оказываются маленькими несгибаемыми солдатиками. Они знают, что живут на войне, у многих близкие на фронте, они следят за бэтээрами, проезжающими по их улице и… беседуют о Гималаях. О Гималаях, черт возьми. Вы ведь понимаете, что они непобедимы?

Если «Мы не погаснем» — фильм о том, как подростки не впускают в себя войну, то картина «Когда весна пришла в Бучу» Маркуса Ленца и Милы Тешаевой — о том, как даже времена года теперь выкрашены в цвета войны. Небольшой обаятельный городок Буча, зеленый и благополучный, в соснах и аккуратных домиках, стал символом зверств и смертей, который принес с собой «русский мир». На экране — весна 2022-го, когда мир узнал слово Bucha…