Гранд-базар в Стамбуле

Гранд-базар в Стамбуле

Global Look Press

Подключение Анкары к европейским санкциям против Москвы — еще один болезненный удар по российской экономике. Судя по всему, доходы российского бюджета от внешней торговли в 2023 году будут ужиматься и усыхать, как шагреневая кожа.

По результатам 2022 года некоторые российские эксперты на основе данных по российскому экспорту, поспешили сделать вывод, что западные санкции не работают. Хотя причиной относительного благополучия российской внешней торговли в прошлом году стало лишь то, что эмбарго на закупки российской нефти и нефтепродуктов — хоть и были приняты в 2022-м, но вступили в силу лишь в конце этого года, а также в начале нынешнего 2023-го. Кроме того, в условиях, когда эти санкции были приняты, но отложены на несколько месяцев, ряд стран активно закупались российской нефтью впрок, благо, что Москва начала продавать ее всем желающим по демпинговым ценам.

Однако результаты даже первых двух месяцев текущего года продемонстрировали в какую черную дыру полетела российская экономика. За январь-февраль дефицит бюджета РФ составил 2,6 трлн руб., при том, что на весь 2023 год он планировался в размере 2,9 трлн руб.

Неудивительно: потеря Россией 40% экспортных доходов от продажи своих энергоносителей из-за закрытия 95% европейского рынка даром пройти не могла. Чтобы представить что в результате этого потеряла российская экономика, приведу такие цифры.

Согласно данным Росстата, в 2012 году российский экспорт (понятно, что это в основном нефть и газ) только в Нидерланды был почти вдвое (!) больше, чем в огромный Китай — $70 млрд и $35,8 млрд соответственно.

Хуже того. В последнем «предвоенном» 2021 году КНР так и не смог достичь голландского уровня потребления российских товаров девятилетней давности. Российский экспорт в Поднебесную в 2021-м составил лишь $68,9 млрд. Это к вопросу об эффективности разворота российской внешней торговли на Восток.

В этой ситуации Кремль в 2022 году предпринимал судорожные попытки найти хоть какую-то замену европейскому рынку. Однако в обозримой исторической перспективе сделать это невозможно.

Помимо Китая в России большие надежды возлагались на Индию — все-таки третья экономика мира! Однако достаточно беглого взгляда на географическую карту, чтобы понять, что расходы на логистику даже при самом радушном отношении прагматичных индийцев к этим российским планам, съедят значительную долю полученной прибыли. Уж не говоря о том, что по данным Росстата, огромная Индия даже в совсем недавнем 2021 году по объемам импорта российских товаров занимала лишь 16 место среди стран мира, уступая в этом даже таким небольшим государствам, как те же Нидерланды, Финляндия и Польша.

Даже если бы индийцы, импортировавшие в 2021 году из России товаров на $9,1 млрд, поставили бы себе сверхзадачу (правда, с чего бы?) — удвоить закупки российских энергоносителей и другой продукции, — это все равно было бы в два с лишним раза меньше, чем закупили в том же году голландцы ($42,1 млрд), почти в два с лишним раза меньше, чем немцы (около $30 млрд) и в полтора раза меньше, чем турки ($27 млрд).