АГН Москва/ Global Look Press
Вчера в ГМИИ им. А.С. Пушкина уволился прежний генеральный директор и появился новый. На фоне утреннего известия про обыски у остающихся в России сотрудников «Мемориала» вчерашняя новость безусловно меркнет, как и написанный ночью на эту тему текст. Но все это — и обыски, и смена руководства в одном из главных музеев страны — части одного сюжета, очень печального. Можно представить себе, какие события всему этому предшествовали и каких теперь ждать новостей.
«По личным обстоятельствам я покидаю пост директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Я благодарна всем, кто все эти годы с нами сотрудничал и помогал совершить яркие выставочные проекты», — цитирует РБК слова Марины Лошак, комментирующей свой уход из ГМИИ, который она возглавляла 10 последних лет. Точнее, почти 10: назначенная директором в июле 2013-го, она чуть-чуть не досидела в знаменитом кабинете до юбилея.
Кажется тем не менее, что ушла Марина Лошак вовремя. Понятно, что устала — но это не «я устал, я ухожу». Это вынужденный, но уместный уход деятельного человека, не видящего возможности дальнейшего компромисса. По крайней мере, Лошак не грозит то, что случилось с ее коллегой из ГТГ Зельфирой Трегуловой, узнавшей о непродлении с ней контракта день в день из СМИ. Контракт Марины Девовны с Минкультом истекает 2 апреля, а заявление об уходе по собственному желанию написано 20 марта — две недели, оставшиеся до часа Х, уйдут на передачу дел.
Я не сравниваю героинь и ситуации, в которых обе оказались. Ситуация, собственно, одна, но музеи разные. Третьяковка — пафосная витрина отечественного искусства, в период насильственного патриотизма обретающая дополнительные смыслы и призванная государством служить низким целям. За экс-директора ГТГ можно порадоваться, что это будет делаться не ее руками. Другое дело — Пушкинский музей, вроде бы разрешенная либеральная витрина. Либеральная — потому что показывает зарубежное, изначальное чужеродное, с точки зрения власти, искусство. С иностранцев спрос другой.
ГМИИ имени А.С.Пушкина
Так было и в советские времена, к которым все больше отсылает современность. Вспомним, что и работы Марка Шагала, созданные до его эмиграции из России, впервые в СССР повесили в ГМИИ, на выставке «Москва — Париж», и только годы спустя — в ГТГ. Это не единственный, но не случайный пример.
В последние годы Новая Третьяковка, демонстрирующая искусство XX века, изрядно пополнилась совсем современными вещами. Новыми, актуальными. Третьяковке и ее Отделу новейших течений, который пользовался у прежнего директора заслуженной свободой, этого явно не простили. Очевидно, что откровенные выставки contemporary art, которые проходили там и после начала войны и отсылали к ней в том числе, ушли в прошлое. До последнего времени ГМИИ пользовался, возможно, большей свободой, чем ГТГ — но не теперь.
Скорее всего, перед директором Пушкинского музея были поставлены задачи, на которые она ни при каком раскладе не готова подписаться. Да и нужно ли? Музей зарубежного искусства в условиях изоляции от зарубежья — сомнительная перспектива.
Несправедливо однако было бы назвать это увольнение безвременным: 10 лет для директора музея — чрезмерный срок в любой адекватной стране. Кажется, нигде никто больше восьми лет одним и тем же музеем не руководил. Ротация — условия для нормальной жизни музея не достаточные, но необходимые. Директора должны сменять друг друга, и вопрос, на кого поменяют Марину Лошак, уже закрыт. Но надо признать: она была лучшим, что случилось с Пушкинским музеем в нынешнем столетии.