Unsplash.com

Зимой 1961 года математик и метеоролог Эдвард Лоренц работал в своем кабинете в Массачусетском технологическом институте. Он изучал механизмы теплообмена в атмосфере Земли, используя компьютерную модель процесса. Округлив при вводе значение одной из 12 переменных с 0,506127 до 0,506, Лоренц ушел пить кофе, пока компьютер обрабатывал данные. Когда он вернулся, оказалось, что это незначительное изменение полностью разрушило уже готовую модель, что привело Эдварда Лоренца к формулированию принципа, известного как «чувствительность к начальным условиям». Появилась теория хаоса, изменившая наше представление о возможности прогнозирования самых разнообразных явлений — от погоды до социальных катаклизмов.

Настоящее, которое Пьер-Симон Лаплас рассматривал как простое следствие прошлого, оказалось намного сложнее, чем нам представлялось, не говоря уже о будущем.

Пьер-Симон де Лаплас (1775)

Wikipedia

«С философской точки зрения это было шоком, — считает Стивен Строгац, профессор прикладной математики в Корнельском университете. — До Лоренца детерминизм приравнивался к предсказуемости. [Теперь же] мы пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе все может быть непредсказуемо».

«Согласно современному пониманию фундаментальных законов природы, теоретическая минимальная ошибка начальных данных ведет к тому, что через две недели решение задачи перестает зависеть от этих самых начальных данных», — объяснял не так давно научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

Кажется, это справедливо не только для прогнозов погоды и даже в тех случаях, когда ошибок нет. Аналитики не в состоянии предсказать подавляющее большинство экономических спадов, свидетельствует исследование, охватывающее 63 страны в 1992–2014 гг. Политики делают прогнозы почти всегда неверно — от нападения на Порт-Артур больше ста лет назад до возможности поражения на президентских выборах в США Хиллари Клинтон и событий в Украине 24 февраля прошлого года. Инвесторы неожиданно потеряли около $5 трлн в результате одного из крупнейших фондовых коллапсов новейшей истории — пузыря доткомов, а врачи оказались не готовы к пандемии COVID-19.