Владимир Путин во время посещения Центра океанографии и морской биологии «Москвариум» / kremlin.ru

Одним из центральных экономических сюжетов минувшей недели стал уход международных зерновых трейдеров Cargill и Viterra из России — страны, удерживающей многолетнее лидерство на мировом рынке пшеницы. В глубоких раздумьях также американская Archer Daniels Midland Company, которая не исключает отказа от основных операций в РФ.

Как пишет Bloomberg, финансируемые государством трейдеры — представленные зерновым холдингом группы ВТБ, в частности, Объединенной зерновой компанией — в последние годы и так активно теснили западных конкурентов, которым становилось все сложнее преодолевать бюрократические препоны. После окончательной зачистки рынка отраслевой эксперт Андрей Сизов, глава исследовательской компании «СовЭкон», ожидает заметного усиления госконтроля над финансовыми потоками от продажи зерновых. В конечном итоге российский бюджет получит большую долю в экспортной выручке.

На фоне нарастающих проблем с падением доходов от продажи энергоносителей это не кажется решающим преимуществом. И тем не менее, оно немаловажно. Как утверждал глава Российского зернового союза Аркадий Злочевкий, однажды доходы от продажи агропродукции перекроют нефтяные («Вопрос только в том, когда это случится. А случится это неизбежно, уверяю вас, сто процентов»). Кроме того, зерно в руках Кремля — такое же геополитическое орудие, каким до сих был газ (и кстати, заявленная еще год назад идея рублевых расчетов за зерно, первоначально опробованная на углеводородном сырье, недавно снова вернулась в повестку). Трудно представить, чтобы риски мирового голода могли всерьез волновать Кремль. Зато это надежный рычаг в международных делах — как показал хотя бы опыт заключенной с немалым трудом «зерновой сделки».

На примере отдельной отрасли мы наблюдаем дальнейшую «суверенизацию» российской экономической жизни — и как следствие, ее огосударствление и примитивизацию. В кремлевском кривозеркалье, однако, все это будет преподноситься, как прогресс, а не деградация. В чем смогут убедиться посетители нового — и сходу уже не скажешь, какого по счету — международного экономического форума, организацией которого по поручению Владимира Путина займется замглавы президентской администрации Сергей Кириенко. Местом его проведения выбрана территория московского ВДНХ (который, заметим вскользь, пользуется повышенным вниманием президента: за последние годы он лично поучаствовал в открытии колеса обозрения, павильона «Космос», а также Центра океанографии и морской биологии «Москвариум», владельцем которого, как позже выяснилось, стали структуры Аркадия Ротенберга).

Владимир Путин и Сергей Собянин / kremlin.ru

Согласно тексту указа, мероприятие с емким названием «Россия» изначально рассчитано на гостей из «дружественных» стран — видимо, на случай, если кому-то из западных экспертов, бизнесменов, политиков и журналистов (если те к тому времени еще останутся в РФ) вздумается претендовать на участие. В свою очередь, целью форума заявлена «демонстрация важнейших достижений России в различных отраслях экономики, включая промышленность, энергетику, агропромышленный комплекс, транспорт, строительство, науку и культуру». И по-своему это должно быть интересно. Даты события точно не определены — оно состоится то ли в 2023-м, то ли в 2024 году. Однако всем, кто желает воочию и непредвзято взглянуть на процветание осаждаемой врагами постфевральской России, вероятно, стоит заблаговременно озаботиться аккредитацией. Будет ажиотаж. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госзанятость. «Женщины усидчивее, аккуратнее и терпеливее, чем мужчины»