Инстаграм* Виталия Бородина (* — принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)
Травля, доносы, угрозы — это уже привычные атрибуты нашей жизни. Депутаты разных уровней придумывают новые комитеты по контролю над возможными вольнодумцами. Только кажется, что это не сильно влияет на что-то. Где теперь шумная группа Прилепина (ГРАД), где «Культурный фронт»? Неужели они просто исчезли, чтобы позже возродиться вновь?
Мы продолжаем жить в условиях совершающейся катастрофы. Она настолько неотвратима и логична, что уже напоминает образцовый советский завод по производству чугуна: работает много и бессмысленно. Ежедневное ухудшение уже не вызывает всплеска недовольства, да и кажется, что некому протестовать. Медийное культурное поле зачищено не хуже политического.
Государевым людям остается только охранять покой граждан, сонно патрулируя границу между разрешенным и запретным. Включаться в реальный процесс контроля нужно только в тот момент, когда территория одного или другого региона резко увеличивается. Как, например, в случае с недавним законом об электронных повестках, принятом за несколько дней. Но нет, сторожевые собаки воют и мешают спать.
14-ого апреля в Госдуме появилась группа для «разработки идей по запрету получать доход в России уехавшим и выступающим против РФ иноагентам и деятелям культуры». Оставим тонкости формулировок и не будем задаваться вопросом, все ли деятели культуры — уехавшие и нужно ли вообще что-то кроме ярлыка «иноагент», чтобы быть лишенным дохода. Это очередная депутатская инициатива, которая как минимум избыточна. Чиновники уже не ставят себе задачу действительно найти противников существующей власти. При всем уважении как к депутатам, так и к деятелям культуры, но пострадавших от прямых заявлений прогосударственных групп («ГРАД», «Культурный фронт» и тому подобное), можно пересчитать по пальцам одной руки.