
Молодежь на улицах Чуньцина, юго-запад КНР
Tang Yi/XinHua
По китайским, да и не только китайским стандартам 26-летнюю Лоретту Лю вполне можно было считать успешной девушкой. Она окончила в 2018 году один из лучших в Китае университетов, сняла квартиру в престижном районе Шэньчжэня и устроилась на работу визуальным дизайнером в несколько крупных компаний. Впечатляющие достижения, если учесть, что безработица среди молодежи в КНР достигла в марте этого года рекордных 19,6%.
Казалось, Лоретту ждет блестящее будущее. У нее было все. «Было», потому что в прошлом году она неожиданно ушла с престижной работы и сейчас работает стилистом в сети магазинов для домашних животных, где зарабатывает в пять раз меньше, чем визуальным дизайнером. При этом ей приходится много часов каждый день проводить на ногах и носить, мягко говоря, не очень красивую униформу вместо модных нарядов из самых дорогих магазинов. Но несмотря на все эти, с точки зрения «нормального» человека, минусы, Лоретта Лю чувствует себя прекрасно и страшно довольна своей новой жизнью.
«Я устала от такой жизни, — объясняет Лоретта уход со старой работы, где она обладала очень ограниченной свободой творчества, часто работала сверхурочно и была уверена, что ее психическое и физическое состояние быстро ухудшается. — У меня было такое ощущение, что я ничего не получаю от работы. Поэтому я и решила: «Все, с меня хватит!»»
А 24-летняя Иоланда Цзян ушла из архитектурного бюро в Шэньчжэне летом 2022 года. Чашу ее терпения переполнило требование руководства отработать 30 дней без выходных. Сначала она надеялась найти новую работу тоже в офисе, но через три месяца безуспешных поисков, когда ее сбережения практически закончились, устроилась работать охранницей в кампусе одного из университетов.
Сначала Иоланда стеснялась рассказывать о переменах в своей жизни родным и друзьям, но со временем начала ценить свою новую работу. Ее 12-часовые смены хотя и были такими же долгими, как на прежней работе, но физически они были намного менее утомительными по сравнению с работой на износ в архитектурном бюро. Сейчас она всегда уходит с работы строго в записанное в графике время. К месту охранника прилагается бесплатное жилье в общежитии. В довершение ко всему, ее новое жалованье — около $870 в месяц оказалось даже приблизительно на 20% больше того, что она получала раньше на руки.
И все же Иоланда Цзян не скрывает, что ее конечная цель — вернуться в офис, где она надеется найти более интеллектуальные вызовы, чем раньше. Она пользуется плюсами своей новой работы и зубрит сейчас английский язык, который, надеется она, поможет ей найти следующую работу, возможно, в иностранной компании.
«Я отношусь к этому периоду как ко времени для того, чтобы отдохнуть, перейти на следующий уровень, учиться, перезарядить батареи и подумать о векторе моей жизни», — объясняет она.
Думаю, что такие явления, как "quiet quitting", является следствием осознания молодежи, что старые правила и стратегии счастливой жизни больше не работают. Если раньше для получения хорошей работы было достаточно диплома университета, то сейчас данное преимущество обесценилось в связи с большИм количеством выпускников. Сейчас для хорошей работы человек должен быть в 1% лучших на потоке, иметь кучу практик, знать все языки мира и уметь телепортироваться (заранее простите за гиперболизацию). В случае, если вы не готовы работать за копейки, работодателю проще нанять другого человека, который все же готов на рабские условия.
Следовательно, новому поколению необходимо искать новые способы заработка и стиля жизни, которые не будут их изнашивать. На мой взгляд, предназначением нового поколения станет именно переосмысление старых догм и "изобретение" более совершенной философии, в которой психологическое состояние будет в приоритете, что и подчеркнуто в вашей статье.
Возможно, у всех всё по-разному, но в том офисе IT-компании, где я был, все действительно работают с 9 до 9. Но, с 12 до 14 - перерыв. После обеда, достают раскладушки, подушки, гасят свет и спят. С 14.00 - новый раунд рабочего процесса.
Какой интересный опыт! А можно еще подробностей? Это материковый Китай? какой регион? и что за компания?
Ольга, простите, не увидел вашего вопроса раньше. Да. Это - материковый Китай, провинция Шеньжень, т. е. - юг. Одно из подразделениий Хуавей. Что ещё интересно, всюду - молодёжь. Даже на высоких менеджерских позициях - люди не старше 30-ти. Куда они все деваются, достигши 35-40 лет, для меня - загадка!