Кадр из фильма Джима Джармуша "Выживут только любовники" (2013), сюжет которого разворачивается, в том числе в Танжере

Кадр из фильма Джима Джармуша "Выживут только любовники" (2013), сюжет которого разворачивается, в том числе в Танжере

История с географией. От Рима до финикийцев, от берберов до галлов

От этой географии просто кружится голова: узкий-узкий пролив, через который — Испания, а вон там, чуть левее — Португалия, дальше направо — остальная Европа: Каталония, Юг Франции, вытянувшаяся сапогом Италия и рассыпающаяся мириадами своих островов, выгнутая рогом Греция — и обращенная этим рогом к своей соседке Турции. Рядом, на том же берегу — Варварском, как прозвали его еще в XVI веке португальцы, бившиеся с арабами-сарацинами и отбивавшие их атаки, и упорно строившие на этом «Варварском» побережье свои крепости против них — Алжир, Тунис, Ливия, Египет. Между прочим, все это окраины Римской Империи, то есть когда-то это было одним государством…

Эти места для нашей ментальности, как и в целом Марокко, о коем идет речь — своего рода край света, если думать о «свете» как о привычном нам ареале — Европа и ее «окрестности». То есть та самая Римская Империя. Безусловно, у жителей Владивостока или Новосибирска другие взгляды на этот счет, они живут в другом «измерении», но для тех, кто родился и вырос в европейской части нашей поистине необъятной Родины, это, скорее всего, будет так.

Налево же, если стоять лицом к Испании — Атлантика, за ней — Северная и Южная Америка, то есть другой край мира — уже совсем конечный: Мексика, Бразилия и Аргентина, тропические пляжи и Амазонка, впадающая в эту самую Атлантику… А также Карибы с их райскими островами и офшорами, а другие райские острова — Канарские — так всего в часе на лодке, ими владеет Испания.

Пролив — Гибралтарский, самое его начало, а вот там, налево за углом, за мысом Спартель, начинается сама Атлантика. Город — Танжер (Tanger — на французском или Tangier на английском), или «Танджа» (Tanja), как называют его жители — марокканцы, самые западные арабы, упорно бившиеся за него веками. Последняя «битва» за Танжер, слава богу, дипломатическая, была в ХХ веке, после Второй Мировой, когда вслед за воссоединением страны «ведущие мировые державы» все ж таки вернули Марокко его город-символ, пусть и крайне «прозападный», как считают местные традиционалисты, но все же — символ. Город-мост — в ту самую Европу. С которой и «любовь», и деньги, как водится, и связи.

«Молодые дамы на террасе в Танжере» (1880) Рудольфа Эрнста

Wikipedia