Фото: Marwan Naamani / dpa / Global Look Press
Насколько обоснованы надежды на скорый крах режима Владимира Путина? Как сильно распространены в стране протестные взгляды? Каковы шансы уехавшей на Запад либеральной оппозиции прийти к власти после конца диктатуры? Почему для Кремля критически важно провести выборы президента? Нужна ли Российской Федерации новая Конституция и почему власть сознательно отказывается от государственной идеологии? Об этом Republic поговорил с одним из наиболее авторитетных в научном мире российских политологов, доктором политических наук Григорием Голосовым.
«Ко второй волне мобилизации российские власти прибегнут в исключительных для себя обстоятельствах»
— Судя по сообщениям с фронта, я имею в виду последние видеозаявления Евгения Пригожина, там с боевым настроем, мягко говоря, не очень. Ранее в одном из интервью вы говорили: «Сейчас, я полагаю, особых оснований для того, чтобы испытывать положительные эмоции, у большинства нет, но и какую-то катастрофу они не переживают. Судя по всему, для большинства граждан России со временем все важнее становится не переживать происходящее вообще никак». На ваш взгляд, в свете происходящего российское общество все так же пребывает в подобном состоянии политического анабиоза или намечаются какие-то изменения?
— События вроде заявлений Пригожина попадают в фокус внимания ничтожной доли населения. Остальную массу об этом просто не информируют. Есть люди, которые интересуются политикой, они читают телеграм-каналы, они находятся в соцсетях вроде Фейсбука, в которые можно попасть только через VPN. Уже в российской соцсети «ВКонтакте» эта информация препарируется не так, как в Фейсбуке. Но во всяком случае это касается ничтожной части населения, и поэтому эффект на массовые настроения невелик.
— Какой вывод из этого можно сделать?
— Количество людей, которые интересуются этими вопросами, всегда было невелико. Оно немного возросло за последние месяцы, но еще не достигло той критической массы, чтобы поступающая активному меньшинству информация становилась фактом массового сознания.
— Очевидно, что одним из выходов из такой ситуации для правящей группы в России будет скрытая или открытая мобилизация. И, как мы знаем, технически органы власти к этому готовы лучше, чем в сентябре 2022 года. На ваш взгляд, что может получиться из такой мобилизации сегодня?
— Сейчас российские власти стремятся избежать такого варианта, делая ставку преимущественно на то, чтобы привлекать людей на более-менее добровольной основе, которые согласятся служить преимущественно за деньги. Я думаю, что ко второй волне мобилизации российские власти прибегнут в исключительных для себя обстоятельствах, и тогда это может принести некоторые результаты за счет улучшения технической стороны дела. Как мы знаем, первая волна мобилизации была провальной.