Дворец фестивалей  в Каннах, май 2023 года

Дворец фестивалей в Каннах, май 2023 года

Panoramic/Keystone Press Agency

«Je n'ai plus ni bonheur ni liberté// Une seule espérance m'est restée:// Revenir un jour dans ma belle Ukraine», (Нет у меня ни счастья, ни свободы, единственная надежда, которая у меня осталась — однажды вернуться в мою прекрасную Украину). Такими поэтическими строками приветствовала собравшийся на открытие Каннского фестиваля бомонд Катрин Денев. Это — стихотворение Леси Украинки в переводе на французский. В оригинале оно звучит так:

Ні долі, ні волі у мене нема,

Зосталася тільки надія одна:

Надія вернутись ще раз на Вкраїну,

Поглянути ще раз на рідну країну,

Поглянути ще раз на синій Дніпро,

— Там жити чи вмерти, мені все одно.

Девочке было 9 лет, когда она написала это стихотворение. Можно сказать, что именно оно положило начало мощной творческой жизни Леси Украинки. Впрочем, в 1880-м, когда будущая поэтесса писала эти строки, она была еще Лариса Косач-Квитка. Таким образом, с помощью Катрин Денев, Каннский фестиваль выразил не слишком очевидную, но все же поддержку Украине.

Денев так разволновалась, что забыла, зачем вышла на сцену. А вышла она, чтобы поприветствовать Майкла Дугласа, только что получившего почетную «Золотую пальмовую ветвь», и объявить 76-й Каннский фестиваль открытым. Пришлось это сделать ее дочери, Кьяре Мастроянни, ведущей церемонии, и тому же Майклу Дугласу. Кстати, во вступительном слове в начале церемонии Кьяра Мастроянни процитировала кого-то из известных: «Кино — это как занятие любовью: когда хорошо — хорошо, а когда плохо — все равно хорошо». Надо взять на вооружение на время фестиваля, чтобы не сильно расстраиваться, если что.

Майкл Дуглас и Катрин Денёв на открытии 76-го Каннского кинофестиваля

IMAGO/Dave Bedrosian

В этом году Денев неофициально — муза фестиваля. Официального статуса музы не существует, но постер нынешнего киносмотра представляет собою фото, на котором — Картин Денев во время съемок фильма Алена Кавалье «Смятение» («Капитуляция»). Куда ни пойдешь в Каннах — повсюду Денев. Она вроде и смотрит не на тебя, но столько в этом взгляде энергии и устремленности, что хочется немедленно ринуться в просмотровые залы.