Unsplash.com

Арабский мир очень разнообразен. Ливан не похож на Марокко, а Сирия — не похожа на Саудовскую Аравию или ОАЭ. Но есть некоторые общие правила, и уж точно они более чем применимы к странам Магриба — Тунису, Алжиру, Марокко, Ливии и Мавритании с Западной Сахарой — последняя «с протестами и оговорками» считается ныне территорией королевства Марокко, об этом стоит рассказать отдельно. И отчасти к Египту, то есть ко всей Северной Африке. При всех, разумеется, нюансах и различиях — есть и «глобальные» знаменатели.

Начнем с различий — в политическом устройстве стран Магриба плюс в Египте они имеются. Причем во впечатляющем разбросе: от монархии до демократии.

Марокко и король. А также «российские» марокканцы

Необходимо учесть, к примеру, что Марокко — дуалистическая монархия, где у короля в руках — самая что ни на есть реальная власть, пусть ограниченная парламентом и Конституцией. И есть соблазн сказать, что это «как» в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах, но это не так. В первой стране — абсолютная теократическая монархия, во второй — и вовсе монархия федеративная. В Марокко на сегодня — тьфу-тьфу-тьфу — кажется, все более-менее под контролем: нынешний король Мухаммед VI, чьи портреты будут смотреть на вас почти в каждом кафе и офисе королевства, знает своих подданных и не позволяет им шибко вольничать. И, наверное, это к лучшему.

Да, и еще. Король Марокко в своей стране — настоящий культ, к которому — только уважение, не стоит в разговорах и тем более в официальных учреждениях критиковать Его Величество. Который, между прочим, проводит очень грамотную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Например, при очень теплых в целом отношениях с США и ЕС, за исключением разногласий по Западной Сахаре с Францией и Испанией, — умудряется поддерживать хорошие отношения с РФ. И делает это просто филигранно, никого не раздражая и не мозоля глаза своей «поддержкой».

Мухаммед VI бен аль-Хасан — король Марокко с 1999 года

UN Climate Change. Flickr, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org