Акция в Германии против войны России с Украиной

Акция в Германии против войны России с Украиной

Фото: IMAGO / Alexander Pohl / Global Look Press

С каждым днем продолжения войны с Украиной положение российской власти становится все тяжелее: денег меньше, в обществе растет тревожность, а с боевыми действиями внутри страны справиться не получается. Российский политолог, президент фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков в интервью рассказал Republic, что происходит с настроениями российской элиты и общества, кем прирастает «партия мира» и как война запускает внутри «недостроенного» российского государства процессы не только федерализации, но даже демократизации.

«"Партия мира" прирастает сторонниками вместе с нарастающими сложностями в стране, но при этом "партия войны" становится все злее»

Война с Украиной расширяется на территорию России, приграничные регионы подвергаются интенсивным обстрелам, погибают люди, сильнее всех страдает Белгородская область, где погибло уже 46 мирных жителей. Даже до Москвы долетают дроны со взрывчаткой, и похоже, что Кремль ничего не может с этим сделать. Что в Кремле происходит?

— Тут для начала нужно обратиться к самим формулировкам. Во-первых, власть считает, что происходящее является не «частью СВО», то есть военного конфликта с Украиной, а так называемыми «террористическими акциями». Полеты беспилотников по Москве, которые начались со взрывов над куполом Кремля, были расценены как теракты, до сих пор ведется следствие, которое выясняет, кто ответственный. Кстати, официальные власти Украины, насколько я понимаю, тоже официально не признают, что эти акции являются боевыми задачами ВСУ. То есть на официальном уровне мы пока не можем сказать, что боевые действия перекинулись на территорию России. Считается, что это какие-то отдельные отряды, террористы, «Легион "Свобода России"» (запрещен в РФ. — Republic) и так далее, не официальные военные силы Украины.

Можно ли с этим что-то делать? Что-то делается, какие-то беспилотники сбивает ПВО. С одной стороны, это выглядит элементом не очень мирной жизни. Я живу на Новой Риге, один из таких беспилотников был сбит недалеко от моей дачи, это был серьезный взрыв. Местное население, конечно, шокирует, что ПВО работает уже здесь, а не где-то далеко на границе и уж тем более не на территории Украины.

Здесь армия столкнулась с непредвиденной для себя угрозой, потому что беспилотники — это нечто не квалифицируемое российскими войсками.

Истребители, танки, они готовы как-то отслеживать и уничтожать, но беспилотники — это оружие нового поколения, еще пока непонятно какой разрушительности. С этим сделать никто ничего не может, и, как я понимаю, это не столько проблема отсталости российской армии, сколько смена глобальной военной парадигмы. С ней сейчас эффективнее справляются разного рода волонтеры: плетут маскировочные сетки, покупают антидроновые ружья. Кто-то из Генштаба даже предлагал выставлять на крыши пенсионеров — им делать все равно нечего, вот и будут нести вахту в виде гражданской теробороны.