телеграм-канал "Вы слушали Маяк"
В начале выходных все интересующиеся политикой следили за мятежом Евгений Пригожина с вопросом «Что же будет?». Потом стали спрашивать: «Что это было?». Главная цель такого внимания в том, чтобы вписать случившееся либо в череду уже прошедших событий и подчинить их логике происходящее, либо в том, чтобы задать прогноз на будущее, отталкиваясь от актуальной ситуации. Мы же предлагаем подумать о мятеже Пригожина немного в другом ракурсе: «Что он значит сам по себе?». Какие черты были у событий последних дней? И какую роль в них играла государственная система культуры? Ведь с ее помощью власть создает образ единого общества.
В этом вопросе культура идет в одном ряду с телевидением и прикормленной социологией. Пресловутое «путинское большинство» — результат определенного набора технологий, а не естественного развития. Пригожинский мятеж лишь подсветил эти механизмы, так как сам претендовал на некую «державность» и «народность».
Институт «доверенных лиц» — достаточно привычная практика для стран, где есть выборы или их иллюзия. «Лучшие люди города» используют свою известность и уважение аудитории для того, чтобы поддержать власть. В России на президентских, а порой и мэрских, выборах список «доверенных лиц» может исчисляться десятками. Так создается впечатление, что выдвиженец представляет все персонифицированные группы общества: от спортсменов и рабочих до учителей и артистов. В условиях мятежа власть снова проводила такую демонстрацию. На военную агрессию Пригожина государство ответило политтехнологиями.
Приведем несколько примеров, как учреждения культуры, стремясь заполнить информационное пространство, высказывались в поддержку президента. Перед этим важно уточнить два момента. Во-первых, все выступления произошли уже после того, как центральная власть назвала Евгений Пригожина мятежником. Владимир Путин в обращении обозначил основные тропы для пропаганды: «предательство», «враг у ворот», «обострение противостояния с Западом». Во-вторых, очевидно, что
учреждения культуры действовали в общей повестке под хэштегом «#мыспрезидентом», однако конкретное содержание им пришлось выдумывать самим.