Maksim Konstantinov / Global Look Press
В 1998 году Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения подготовило серию докладов о трансформирующихся системах охраны здоровья в разных странах. Статья о России, как легко догадаться, была приурочена к изменениям, сопровождавшим распад СССР.
Доклад ВОЗ указывал на тот факт, что нужда в реформах системы здравоохранения стала достаточно очевидной еще в середине 1980-х. Тогда начали обсуждаться такие проблемы, как переизбыток учреждений и связанное с этим низкое качество оказываемой помощи, а также общая неэффективность системы. Последнее было во многом связано с дисбалансом между амбулаторным и стационарным лечением — люди предпочитали оказаться госпитализированными, так как при оказании первичной медицинской помощи важные лекарства советской системой здравоохранения не предоставлялись.
Преобразования системы охраны здоровья в новом государстве, Российской Федерации, были предложены по трем основным направлениям: финансирование, эффективность, децентрализация.
Предполагалось, что введение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) будет направлено на развитие всех трех направлений. Но ВОЗ приходит к выводу, что реформы начала 90-х в России не достигли больших успехов из-за своего масштаба — они создали огромную нагрузку на молодую и неокрепшую экономику страны. Более того, качество и доступность системы оказания медицинской помощи определялось богатством региона.
В комментарии для Republic заслуженный профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов утверждает, что системы здравоохранения в целом обладают большой инертностью, а «выбраться из колеи предшествующего развития невозможно». Он называет важнейшей проблемой российского здравоохранения ее недофинансированность. Это вполне сопоставимо с теми проблемами, которые идентифицировала ВОЗ, описывая реформы начала 90-х.