Бюст президента России Владимира Путина в образе римского императора. Фото: Sergey Nikolaev / Global Look Press

Бюст президента России Владимира Путина в образе римского императора. Фото: Sergey Nikolaev / Global Look Press

Разрушение «пригожинской империи» после его бесплодного похода на Москву оказалось стремительным — и так же стремительно Кремль принялся замещать реальную картинку случившегося иллюзией. Возможность посмотреть, как именно «пишут историю» здесь и сейчас, представляется нечасто.

Пригожинская медиагруппа «Патриот», насчитывавшая, кроме нескольких «головных» новостных порталов, больше сотни партнерских сайтов в регионах и множество пабликов в соцсетях, а главное — знаменитую «фабрику троллей», была ликвидирована буквально одним днем; ее Евгений Пригожин, кажется, по военной привычке торпедировал сам, чтобы не оставлять врагу, но и контракты пригожинской компании «Конкорд» на поставки питания с министерством обороны оказались безжалостно разорваны военными, и даже с БЦ «Вагнер-центр» в Петербурге, задуманного как символ торжества над оппонентом — губернатором Александром Бегловым, сорвали вывеску, как погоны.

Вывеска ЧВК Вагнер Центра в Санкт-Петербурге

Maksim Konstantinov/Global Look Press

Пропаганда, еще вчера безудержно нахваливавшая ЧВК «Вагнер», резко легла на обратный курс. И бойцами-то теперь «вагнеровцы» оказались так себе — год штурмовали единственный райцентр, и прожорливыми неимоверно; сам Дмитрий Киселев раскрыл карты — 858 миллиардов получила ЧВК от государства в виде контрактов, и еще 845 миллиардов досталось «Конкорду». Чуть раньше сам Владимир Путин назвал цифру в 86 миллиардов — столько, по его словам, «Вагнер» получил из бюджета за последний год (плюс еще 110 миллиардов страховых выплат); сопоставив данные Путина и Киселева, можно подумать, что государство обильно кормило «вагнеровцев» последние лет десять. Ну, пять, если предположить, что в минувшем году расходы по понятным причинам скакнули вверх.

Кстати, буквально в феврале Путин, будучи спрошенным о действиях «Вагнера» в Мали, «совершенно ответственно» рассказывал, что «государство к этому не имеет никакого отношения». Возможно, конечно, так он уходил от ответа, имея в виду, что это в Мали ЧВК поехали самостоятельно, а про деньги его тогда никто не спрашивал. Но все равно с его слов выходит, что все это время «частная военная компания» была как бы даже и не вполне частной, а самой что ни на есть бюджетной, просто на доверенном управлении, как, впрочем, многий бизнес в стране.

Не сказать, кстати, что поход вовсе оказался бесплодным. Большую часть своей армии Пригожин сохранил и увел в Белоруссию — как-то да заработают еще, наемники всегда кому-то нужны. Да и 10 миллиардов наличными, изъятые было в Петербурге, кажется, вернули. Кто-то может подумать, что все это и так не требовало мятежа, но ведь без этого уход с фронта бы не поняли. Это не говоря уже о том, что сам Пригожин остался жив и здоров (по крайней мере, выиграл время), а иначе, вполне возможно, отправился бы куда-нибудь вслед за командирами кампании 2014 года.

Но не поставят теперь, похоже, Пригожину памятника.