Главная мечеть Казани на Московской улице. Фото конца XIX в.

Главная мечеть Казани на Московской улице. Фото конца XIX в.

Источник: chronograph.livejournal.com (Public Domain)

Российские подданные, особенно крестьяне, всегда воспринимали попытки государства «упорядочить» их жизнь как верный признак грядущих неприятностей (и, разумеется, почти всегда оказывались правы). Немецкий историк Штефан Кирмзе, автор интереснейшей книги «Империя законности: юридические перемены и культурное разнообразие в позднеимперской России» (издательство Новое литературное обозрение) показывает это на примере мусульманских деревень татарского Поволжья в эпоху «великих реформ» 1860-х — 1870-х гг.

Попытки губернских властей «перемерить землю» (то есть узаконить правильные границы крошечных крестьянских наделов) выливались в стихийные нападения на землемеров, а требование представить полные списки деревенских жителей воспринимались мусульманским населением как подготовка к неизбежному насильственному крещению (тем более что прецеденты были). Не добавляла спокойствия и русско-турецкая война 1877–1878 годов:

«Начало войны усугубило взаимные подозрения и придало им новую остроту. Широко распространялись гравюры и другие иллюстрации, представляющие конфликт между Российской и Османской империями как «священную войну», а статьи в прессе регулярно ставили под сомнение лояльность мусульманского населения России».

Подробнее — в отрывке из главы «Конфронтация с государством», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.

Штефан Кирмзе (Stefan B. Kirmse)— старший научный сотрудник и координатор исследований в «Лейбниц-центре» изучения современного Востока (Берлин), старший преподаватель Берлинского университета им. Гумбольдта.