Телеведущий Владимир Соловьев на телеканале "Россия-1"

Телеведущий Владимир Соловьев на телеканале "Россия-1"

Алексей Куденко / РИА Новости

Пропагандистские ток-шоу и итоговые новостные программы на российском федеральном телевидении за шесть месяцев 2023 года показали рейтинги, которые заметно ниже показателей прошлого года. Это падение началось еще с конца весны — первого лета полномасштабной войны в Украине, ускорилось осенью-зимой, когда Россия стала терять захваченные территории Украины, и закрепилось в этом году на фоне очередного неудачного наступления российских войск и вынужденного ухода в глухую оборону. Чувствительнее всего процент телезрителей снижался в период, когда Минобороны РФ объявило о начале большого контрнаступления украинской армии. А в момент вооруженного мятежа ЧВК «Вагнер» интерес зрителей к политическим шоу на короткое время вернулся.

На рейтинги ТВ-программ влияет множество факторов, но можно сказать, что характер войны продолжает прямо или косвенно диктовать предпочтения аудитории к медиаконтенту. Рейтинги ежедневных разговорных политических передач и воскресных выпусков новостей снижаются. Это подтверждают социологи: россияне устали от новостей и пропаганды. С другой стороны, медиааналитики в разговоре с Republic отметили давно наметившийся тренд ухода аудитории от телевидения, который, по их оценкам, за последние годы стал близок к катастрофическому.

Методика исследования

В основу публикации легли данные исследовательской компании Mediascope (она утверждена Роскомнадзором как единый официальный измеритель аудитории всех ТВ-каналов и рекламных агентств). Republic изучил официальные рейтинги программ на федеральном телевидении, ⁠которые показывают среднее количество человек, смотревших ⁠передачу, ⁠выраженное в процентах от населения и их доли (всей телеаудитории).

Для исследования была взята самая широкая возрастная аудитория, смотрящая телепередачи для взрослых, — 18–54 года, живущая в городах с населением свыше 100 тысяч человек, выбраны три основных пропагандистских ток-шоу, выходящих в будни, и столько же воскресных новостных передач. Мы сравнили рейтинги этих программ за первое полугодие текущего года с показателями всего 2022 года.