Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что на президентских выборах 2024 года Путин получит 90% голосов. Правда, потом он уточнил, что его «переврали», и добавил, что выборы можно и не проводить, так как поддержка президента РФ со стороны населения безусловно велика. Очевидно, что Кремль вплотную занялся подготовкой к переизбранию «лидера нации». Как и то, что за полтора года войны российское общество пережило определенную трансформацию. Фарида Курбангалеева поговорила с политологом Александром Морозовым о том, как будет вести себя дальше российская власть, каким образом российское общество привыкает к войне и может ли диктатура в стране сохраниться в случае провала «спецоперации».
«Война создает атмосферу экономических мотиваций»
— В начале вторжения российское общество пребывало в шоке, потом это состояние сменилось депрессией, а что сейчас?
— На мой взгляд, примерно с середины лета 2022 года начал происходить очень активный процесс адаптации российского общества к войне. И механизмы этой адаптации проходят через сферу экономического поведения. Потому что система предлагает очень широкому кругу разных групп населения достаточно выгодное участие в продолжении войны. О чем идет речь?
В российском строительном секторе работает 6 миллионов человек. И стройсектор активно развивается, поскольку с лета прошлого года идет активное восстановление на оккупированных территориях. На территории страны стройсектор также работает очень активно. Еще 2 миллиона человек в погонах получают сейчас какие-то надбавки.
И поскольку сама война является колоссальным бизнесом, бонусы есть не только у тех, кто непосредственно воюет на фронте.
В России 8 миллионов чиновников. Берем эту цифру, потому что пару лет назад, когда стоял вопрос о том, чтобы отказаться от использования айфонов и перейти на российский аналог мобильного телефона, правительство говорило, что потребуется примерно 8 миллионов аппаратов, чтобы обеспечить тех, кто находится на госслужбе. Если мы к этому прибавим как минимум 3–4 миллиона человек, работающих в крупных госкорпорациях («Газпроме», «Ростехе», «Росатоме» и так далее), то в целом все это не только обеспечивает лояльность, но даже больше, чем лояльность. Война создает атмосферу экономических мотиваций.