Источник: Википедия
«Аграрный вопрос составляет основу буржуазной революции в России и обусловливает собою рациональную особенность этой революции».
В.И. Ленин
Это был тот редкий случай, когда революция не просто ожидалась всей Россией, но и время ее было точно определено. «Народ неудержимо поднимется летом 1863 года», — говорилось в листовке Исполнительного комитета «Земли и воли», и это пророчество было многократно продублировано самыми разными людьми, в том числе с противоположного политического фланга.
«Чувствую себя в каком-то тревожном положении, преследуемый мыслью падения России, к которому ведут ее недоглядки правительства и бессмыслие управления!» — писал в дневнике член Государственного совета светлейший князь Меншиков. Причиной этих надежд и страхов стало освобождение крестьян, а точнее, те условия, которыми это освобождение было обставлено.
Сам Александр II, подписывая в феврале 1861 года манифест об отмене крепостного права, тоже нисколько не обольщался насчет ожидаемой реакции освобождаемых. На докладе МВД, что пока в деревне все спокойно, он наложил резолюцию: «Теперь это так, но когда крестьяне увидят, что их ожидания, т.е. свобода по их разумению, не сбылись, то…»
О том, как крепостные представляли себе свободу, император был детально информирован сводками III Отделения: раздел всей помещичьей земли между крестьянами и еще плюс 100 рублей серебром (суммы, конечно, варьировались в зависимости от губернии) на каждый крестьянский двор. А поскольку ничего подобного не предполагалось, то в январе 1861 года в столице непрерывно шли совещания «силовых» ведомств на предмет неотложных мер на случай беспорядков.
И действительно, когда крестьянам зачитали манифест, то они поначалу отказывались верить, что это и есть вожделенная «воля».