Facebook* (* — принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)

настоящий материал произведен и распространен иностранным агентом ⁠орешкиным д.б. 18+

Кому нужны такие выборы?

Как кому? Власти, понятное дело. Но не только.

Чем архаичнее культура, тем важнее для нее табу и ритуалы. Странные с точки зрения стороннего наблюдателя, но необходимые для поддержания жизненных устоев. Пока устои функционируют, социум живет, солнце восходит, поля колосятся. Обычно такие обряды имеют подражательно-символическую природу. В этом смысле обряд опускания советского бюллетеня с единственной фамилией кандидата от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных» в ящик, обшитый кумачом, походит не столько на выборы, сколько на символическое побивание шайтана камнями во время хаджа. И функция его была сходной: символическое сплочение новой исторической общности людей — советского народа вокруг любимой партии. Фотографии ненцев, голосующих в Красном чуме, узбеков в полосатых халатах и столичных умников в роговых очках на фоне избирательных урн создавали привычное (хотя для некоторых раздражающее) ощущение бесконечной стабильности. Как и обряды поклонения мумии обожествленного предка в центре Москвы.

Такой нестабильный человек, как Осип Мандельштам, уговаривал себя и своих читателей, что

сталинские выборы с одним кандидатом — это как бы тренинг; когда народ привыкнет и освоится, ему позволят выбирать по-взрослому.

Традиционное заблуждение отечественной интеллигенции: воспитанная на европейских книжках, она верит, что власть существует для удовлетворения запросов общества. Не тут-то было! Власть (особенно советская, целеустремленно отдаляющая себя от Европы), существует для властвования. Как выразился Джордж Оруэлл, для приятного раздражения особого «властного нерва», который сидит в любом абьюзере.

Кажется, никого не удивляет, что среди людей в изобилии представлены более или менее ярко выраженные маньяки, получающие удовольствие от насилия. Вот вам и ответ — простой и неприятный. Его дал еще Владимир Набоков в «Истреблении тиранов»: для обретения душевного равновесия такого рода людям просто необходимо над кем-то доминировать. Ломать и побеждать. Среди политиков подобные персонажи встречаются чаще обычного. Как и среди спортсменов — особенно если речь о контактных единоборствах типа бокса, борьбы или боев без правил. Другое дело, что груз европейской культуры и выращенных в ней политических институций вынуждает подавлять и скрывать в себе это дионисийское начало; но на просторах Евразии, с ее традициями «степного волюнтаризма» можно не церемониться. Народ, тем более низведенный до уровня люмпен-пролетариата, поймет и поддержит.

Выборы — если они не символические — одна из сдерживающих институций. Дональд Трамп в США, человек «длинной воли» по классификации Льва Гумилева, подобно Лаокоону вступил в конфликт с ядовитыми электоральными путами и — ах! — не смог их порвать. А Рамзан Кадыров на Северном Кавказе очень даже смог — и при помощи Путина построил самый известный в России «электоральный султанат». Суть этого политического феномена наглядно объяснил ныне покойный председатель чеченского парламента и по совместительству председатель чеченского Союза писателей Дукуваха Абдурахманов.