На паспортном контроле в аэропорту Брюсселя

На паспортном контроле в аэропорту Брюсселя

Reporters/ZUMAPRESS.com/ Global Look Press

Поездки на старом автомобиле

Водить машину я так и не научилась, с тех пор как вышла замуж, а это было уже очень давно, мое место в автомобиле неизменно находится справа от водителя — на пассажирском сидении. Зато в дальних поездках я исправно выполняю функции штурмана — разрабатываю маршрут и слежу в пути, чтобы муж с него не сбился. В нашей с ним семье личный автомобиль был почти всегда, сначала отечественные «Жигули», потом иномарки (кажется, это слово нынче вышло из употребления, давно я его не слышала), а в те недолгие периоды, когда машины у нас не было, ее нехватка ощущалась очень остро. Ведь личный автомобиль — это совсем не роскошь, напротив, он позволяет значительно экономить на стоимости дороги и решает проблемы с багажом. А еще он дает свободу и легкость передвижения, ощущение самостоятельности и независимости, и в целом делает жизнь лучше, так что я с благодарностью вспоминаю каждый наш автомобиль, они все отлично нам послужили.

Сейчас у нас «Опель», уже совсем старичок, мы купили его в 2010 году, в то страшное аномально жаркое лето, когда в Москве почти нечем было дышать. А нам предстояло много ездить по неотложным делам, в том числе по Подмосковью, но наша прежняя машина, в целом еще очень неплохая, была без кондиционера. Поэтому мы приняли решение срочно ее продать и купить новую, обязательно оборудованную мощным кондиционером.

13 лет для автомобиля большой срок, наш старичок много путешествовал, и по России, и за ее пределами, побывал во множестве ремонтов, его выручивший нас когда-то кондиционер уже не работает, да и сам он вот-вот готов рассыпаться. Но это наш последний автомобиль. Купить новый мы уже не сможем — не потянем материально — такие нынче времена настали. Поэтому мы бережем наш старенький «Опель», ведь он — наш единственный способ добраться до безопасного места, если вдруг возникнет такая срочная необходимость. А она может возникнуть и с очень большой вероятностью. Быстро погрузить в автомобиль членов семьи, питомцев, вещи первой необходимости — и в путь — таков был приблизительный план спасения, который после 22 февраля прошлого года я на всякий случай всегда держала в голове. И чем меньше оставалось дорог, по которым можно проехать, чем сильнее дорожали билеты на самолеты и поезда, тем больше становилась моя уверенность, что наш старенький автомобиль — единственное доступное нам средство передвижения.

Но. Очень большое НО встало между моей семьей и возможностью выезда за пределы страны, второй год ведущей специальную военную операцию. Даже в период брежневского застоя ходила поговорка «Курица — не птица, Болгария — не заграница». То есть в Болгарию поехать было можно, несмотря на «железный занавес», не выпускавший большинство советских граждан за пределы СССР. А сейчас нельзя. Европа выстроила свой «железный занавес», отгородившись от нас — граждан России — как от прокаженных.

Евромобиль не роскошь, а средство передвижения по Европе

Про Болгарию я упомянула не случайно. Буквально на днях, а точнее, вечером 2 октября 2023 года, эта страна Евросоюза запретила въезд на свою территорию легковых автомобилей с российскими номерами. Болгария стала восьмой европейской страной, установившей такой запрет. На данный момент на автомобиле с российскими номерами запрещен въезд во все страны Европы, имеющие сухопутную границу с Россией: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Финляндию, входящие в Евросоюз, а также в Норвегию, которая в ЕС не входит, но является участником Шенгенского соглашения. Также въезд автомобилей с российскими номерами запрещен в Германию и уже упомянутую Болгарию.

Позже всех, 3 октября, запрет вступил в силу на границе с Норвегией. Это была последняя возможность для россиян въехать на территорию Европы на личном автомобиле. Теперь остался только кружной путь на пароме из Грузии в Румынию. Но он уже значительно дороже: стоимость переправы легкового автомобиля из грузинского порта Поти в румынский порт Констанца составляет 425 евро, мотоцикла — 300 евро, минивэна — 553 евро. Существует еще паромное сообщение между Турцией и греческими островами, но такой путь еще длиннее и, следовательно, дороже. Кроме того, хотя Греция официально не объявила запрет на въезд для машин с российскими номерами, уже были случаи, когда греческие пограничники не пропускали такие автомобили и выдавали их владельцам уточнения от Еврокомиссии, согласно которым они могут попасть в страну только на машине без российских номеров.

Как объясняет Еврокомиссия, «граждане России не могут въезжать в Евросоюз на своем личном автомобиле в связи с санкциями, введенными Европейским Союзом в отношении РФ за агрессию против Украины». При этом «цель санкций — значительное ослабление российской экономики и лишение РФ важнейших рынков для ее продукции». Каким образом личные автомобили россиян могут повлиять на российскую экономику, тем более значительно ее ослабить, если их не пускать в Европу, Еврокомиссия не объясняет. Здравый смысл подсказывает, что никаким. Но со здравым смыслом у еврочиновников, похоже, все плохо.

От принятых ими мер пострадали не только те граждане России, которые не смогут теперь въехать на территорию сопредельных европейских стран. Еще сильнее это отразится на тех, кто уже въехал туда на своих автомобилях и, как правило, продолжает пользоваться российскими номерами, напоминает издание «Компания». Этим гражданам РФ дали от трех месяцев до полугода, чтобы вывезти личный транспорт с территории Евросоюза или поставить его на учет в ЕС, иначе их машины конфискуют. Но проблемы у них возникнут и в первом, и во втором случае.

Для того чтобы поставить машину на учет в стране пребывания, ее нужно растаможить. По словам собеседника «Компании», российского релоканта в Латвии, переоформление может обойтись примерно в 30% от стоимости автомобиля. С этим согласен и автомобильный эксперт Максим Пастушенко. «Растаможка — дело недешевое. К тому же часть людей въезжала туда на короткий срок, и тратить это время на перерегистрацию автомобиля нелогично. Да и в целом такое идиотское решение не поддается логике. Это абсурд, который противоречит любому законодательству», — говорит он.

Кроме того, владелец транспортного средства должен предоставить европейский сертификат соответствия — он подтверждает, что автомобиль соответствует стандартам ЕС и имеет право перемещаться на его территории. С получением такого сертификата для машин, собранных в РФ, могут возникнуть сложности.

Вывезти машину в Россию и продать ее там, было бы проще, но не для всех. Часть так называемых релокантов уехали из России из-за уголовного преследования за свои антивоенные и оппозиционные взгляды, возвращение грозит им арестом и большим тюремным сроком (именно это произошло с Даниэлем Холодным). Еще больше срочно уехавших из России — это те, кто не хочет участвовать в той самой СВО, в наказание за которую еврочиновники вводят эти санкции. То есть наказывают они не тех, кто виновен, а тех, до кого им легче дотянуться.