Постер фильма "1993"

Постер фильма "1993"

kinopoisk.ru

О том, что произошло в Москве в начале октября 1993 года, до сих пор ведутся споры, и единого мнения нет. Впрочем, его сейчас и быть не может — слишком мало прошло времени и слишком мало за прошедшие 30 лет пытались всерьез отрефлексировать это тяжкое событие. То, что для одних стало коротким мигом демократии, для других осталось «лихими 90-ми», последствием «самой большой геополитической катастрофы», как назвал развал Советского Союза российский президент. Не сказать, что октябрьские события 93-го замалчивались, но и внимания им уделялось по сравнению с другими катаклизмами довольно мало.

Через 20 лет после событий писатель-патриот Сергей Шаргунов издал роман «1993», в котором попытался изучить жизнь скромной российской семьи через призму расстрела Белого дома. Роман был длинным и многословным, но режиссер Александр Велединский, увидев в нем основу для будущего фильма, сильно «уестествил» шаргуновскую стилистику и снял фильм с тем же названием.

Велединский из тех режиссеров, для кого понятие «герой нашего времен» — не дежурное умозрительное понятие. Едва ли не каждый из героев его картин претендует на то, чтобы стать собирательным образом человека своей эпохи — начиная с популярной «Бригады», где он был сценаристом и вывел на сцену характерных персонажей 90-х в их невеселом развитии.

«1993» — не первая экранизация в послужном списке Велединского. Он искал героя на страницах произведений Эдуарда Лимонова («Русское»), Алексея Иванова («Географ глобус пропил»), а два года назад на российском телевидении вышел сериал по роману Захара Прилепина «Обитель». Среднестатистический, не очень счастливый человек на фоне огромной, не замечающей его страны всегда привлекал режиссера, и семья Брянцевых из романа Шаргунова заняла свое законное место в ряду таких персонажей.