Работа Евгения Никитина, сгенерированная с помощью ИИ по заказу Владимира Сорокина. Писатель поставил цифровому художнику следующую задачу: "Интерьер спальни, разобранная постель, [или] кабинета, худой молодой человек-бисексуал будущего с металлической скулой, лысый, красивый, топлесс, сидит перед зеркалом, на плечи слуга в белом или сером кителе, похожий на Сталина, накидывает манто, составленное из кусков голубого сала"

Работа Евгения Никитина, сгенерированная с помощью ИИ по заказу Владимира Сорокина. Писатель поставил цифровому художнику следующую задачу: "Интерьер спальни, разобранная постель, [или] кабинета, худой молодой человек-бисексуал будущего с металлической скулой, лысый, красивый, топлесс, сидит перед зеркалом, на плечи слуга в белом или сером кителе, похожий на Сталина, накидывает манто, составленное из кусков голубого сала"

Владимир Сорокин / Евгений Никитин/ midjourney

В Берлине возник знаменательный кейс, связанный с применением искусственного интеллекта (далее ИИ) и старыми проверенными художественными практиками в виде выставок. Это невероятно любопытная иллюстрация к теме авторского права. Попутно можно изучить методы и традиции общения в русскоязычной художественной среде, а также скорость распространения информации.

Итак. В недавно открытой берлинской галерее Марата Гельмана 12 октября 2023 года началась выставка Blue Lard, «Голубое сало», посвященная Владимиру Сорокину и его знаменитому произведению. Кроме Владимира Сорокина и куратора выставки Марата Гельмана в проекте участвовал известный писатель, поэт и литературный деятель Евгений Никитин. Был еще один художник, создавший только одно изображение, который предпочел, чтобы его имя осталось за кадром. Почему могло быть принято такое решение, будет понятно из дальнейшего. Никитин и тот самый художник занимались созданием визуальных образов по предложенным Сорокиным мотивам. Со слов Никитина, именно Гельман предложил обозначить эту роль как промпт-инженера.

Guelman und Unbekannt

В презентации галереи значится, что тут «демонстрируется искусство, созданное с использованием искусственного интеллекта» и предоставляется «платформа для художников, исследующих пересечение технологий и творчества». Прекрасно. Настоящая выставка и готовилась в тесном сотрудничестве нескольких человек, по крайней мере один из которых, Евгений Никитин, в связи с иллюстрациями текстов занимается опытами с ИИ достаточно давно, подробно и профессионально (профессии пока нигде не учат, а вот сам Евгений эту технологию преподавал в Пражской медиашколе. Кстати, как раз Гельману — среди прочих. Так что будем считать его признанным профессионалом, в том числе и Гельманом, у него обучавшимся.)

Все бы хорошо, но имя Евгения Никитина, несмотря на договоренность, нигде не было указано на момент открытия выставки. Его имя равным образом не прозвучало на открытии. В анонсе выставке по настоящий момент ( утро 15 октября 2023 года) речь идет о «презентации работ Владимира Сорокина, созданных в сотрудничестве с искусственным интеллектом».

Вот тот самый пост, который вызвал обвал мнений:

фейсбук Евгения Никитина

А вот фантастическая деталь публичного объяснения.

фейсбук Евгения Никитина

Если коротко: работа дигитальным художником сделана. Однако его имя нигде не фигурировало. Зато он получил в ответ на свое возмущение скриншот с матом и оскорбительным наименованием, который стал в момент публикации достоянием общественности.

А ведь digital creator и промпт-инженер Евгений Никитин мог бы своим лингвистически цепким взглядом увидеть подсказку: галерея так и называется — Guelman und Unbekannt, «Гельман и неизвестное/неизвестный», «Гельман и ноунейм». Такая как бы индульгенция, выданная себе самому на всякий случай, наставший, впрочем довольно скоро. Как говорил великий мэтр концептуализма Пригов, «да он и не скрывается».

Этикетаж и две этики

Проблема возникла в тот момент, когда на выставке не оказалось этикетажа. Странное пояснение галериста о том, что русскоязычные этикетки не были готовы или были готовы как-то не так, удивительно именно своим непрофессионализмом. Этикетки — абсолютно необходимая часть экспозиции. Кроме тех ситуаций, когда они не предполагаются концепцией, но тут был явно другой случай. В процессе оправдания галериста выяснилось, что участие одного из ключевых акторов вообще никак не было обозначено, по крайней мере в процессе открытия выставки. Попутно Гельман опубликовал скриншот оскорбления, которое он нанес Евгению Никитину в частной переписке. Этот скриншот и сработал катализатором дальнейших событий.

В переписке с Евгением Никитиным Владимир Сорокин сформулировал задание для этой работы так: «… за столом сидит человек, похожий на Достоевского топлесс и пишет на листе некий текст пером, макая его в собственную левую руку. на спине у него горб, где отлагается голубое сало»

Владимир Сорокин/ Евгений Никитин/ midjourney

Я состою в «Немецкой ассоциации искусствоведов» (Verband Deutscher Kunsthistoriker) и внимательно слежу за тем, что происходит в мире и Европе в области правообладания в связи с цифровым искусством. Например, буквально в середине лета прошел очередной симпозиум о проблемах, возникающих в связи с ИИ и постоянно развивающимися технологиями. Диалог был организован Центром интеллектуальной собственности, медиа и инновационного права и Центром культур и технологий коллекционирования.

Тема волнует всех участников процесса — как на фоне технологической трансформации возникает и социальная. Культурные институции, музеи и галереи признают, что новые возможности требуют новых кураторских и юридических подходов.

Не остался в стороне и немецкий государственный Совет по этике. Он всегда включается в сложные моменты, когда необходимо пересматривать законодательные основания в связи с возможными нарушениями чьих-то прав. Так, он рассматривал тему этичности и прав человека тогда, когда была признана необходимость поголовной вакцинации населения во время пандемии ковида. Некоторые подробности ниже.

Совет по этике Германии опубликовал свое заявление «Человек и машина — вызовы, которые ставит искусственный интеллект» в марте 2023 года. Речь идет о правах, правосудии и необходимости законодательного обеспечения в новых условиях. В часности, о том, что целью и руководящим принципом этической оценки всегда должно быть укрепление именно авторства отдельного человека.

Немецкий Совет по культуре присоединился к этому мнению и сделал свое заявление летом этого года — «Искусственный интеллект и авторское право» (Künstliche Intelligenz und Urheberrecht). И снова подробно те же фундаментальные вопросы: какие последствия имеет ИИ для повседневной работы, как должно регулироваться соответствующее вознаграждение авторов, что означают новые разработки для лицензионной практики, кто несет ответственность за ущерб, это только основные. Совет по культуре концентрируется на вопросах авторского права, речь идет и об охраняемых произведениях, которые используются для обучения ИИ (input), и с другой стороны, о работах, которые производятся с помощью ИИ (output).

Напомним, что комиссия ЕС еще весной 2021 года представила проект регламента, устанавливающего правила для искусственного интеллекта (Gesetz über Künstliche Intelligenz, AI-Act), а незадолго до упомянутого выше Заявления немецкого Совета по культуре Европарламент объявил о предстоящих обсуждениях по этому вопросу.

В общем, вся ойкумена занимается разработкой законодательной базы в связи с необходимостью охраны авторского права. И только на русском языке имеет место любопытное — этнографическое? антропосоциологическoe? этнологическoe? — нет, пожалуй, безопаснее без прилагательного! — явление. С этого момента я иду по тонкому льду и стараюсь выбирать слова. Чуть не сказала слово «бумер», но понимаю, что тоже никак нельзя, это эйджизм.

Столкнулись этика культурного наследия новых русских, в 1990-е новых, а сейчас уже… не таких новых, считающих себя вправе и в праве публично оскорблять участника коллаборации, попутно отказывая ему в праве на авторство, прямо культурный рэкет какой-то — и предельно актуальный вопрос. И очень интересно наблюдать реакцию разных общественных страт.