Алексей Навальный

Алексей Навальный

SOTA

В России появилась новая категория для репрессий — «адвокаты Навального». До недавнего времени на любого человека в нашей стране могли завести административное или уголовное дело, если он был, даже в прошлом, членом штаба Навального (организация «Штабы Навального» признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена), работал в Фонде борьбы с коррупцией (организация признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена), донатил этим организациям, размещал в интернете информацию об Алексее Навальном или просто делился ссылками на его ресурсы. Теперь к этим «преступлениям» добавилось еще одно — «быть адвокатом Навального». Если кто-то когда-то являлся адвокатом Алексея Навального, этого достаточно, чтобы его задержать, допросить, провести у него дома и в офисе обыск и арестовать в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Пятница, 13

Почему-то российские правоохранительные органы наиболее активны именно по пятницам. В этот день недели уже традиционно пополняется реестр «иностранных агентов», обыски и аресты тоже часто происходят в последний рабочий день. Так случилось и в этот раз. Утром в пятницу, 13 октября, к троим российским адвокатам — Алексею Липцеру, Игорю Сергунину и Вадиму Кобзеву — пришли из Следственного комитета с обысками. Обыски проводились в московских квартирах Липцера и Сергунина и в офисе адвокатской коллегии «Далет», в которой они состоят, а также на съемной квартире в городе Коврове Владимирской области, где временно проживал Кобзев, который в этот день должен был представлять Алексея Навального на двух заседаниях Ковровского городского суда по искам оппозиционера к колонии строгого режима №6 в Мелихово. После обысков Игоря Сергунина и Алексея Липцера доставили на допрос в ГСУ СКР. Туда же из Коврова привезли и Вадима Кобзева. Вечером того же дня задержанных адвокатов доставили в Бассманный суд Москвы, где всех троих арестовали на 2 месяца как обвиняемых по уголовному делу об участии в экстремистском сообществе (по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ).

Игорь Сергунин

SOTA

По данным газеты «Коммерсант», материалы для этого уголовного дела «были выделены из большого расследования в отношении оппозиционера и так называемой «команды Навального», которую следствие считает экстремистским объединением. Само дело в отношении защитников возбуждено 11 октября. В соответствующем постановлении говорится, что с марта 2021 года по август 2023 года господа Липцер, Сергунин и Кобзев, «являясь членами сообщества», по «очереди» отправлялись на свидание с господином Навальным, «снабжали» его информацией о действиях участников объединения в России и за границей, а затем передавали им различные указания». После возбуждения уголовного дела в отношении адвокатов Навального его «снова объединили с расследованием против оппозиционера и его сторонников, а курирующий следственные действия первый заместитель председателя СКР Эдуард Кабурнеев продлил ход расследования до декабря», — отмечает газета.

Об обысках у своих адвокатов и их аресте Алексей Навальный узнал от журналистов, с ними у него есть возможность обменяться короткими репликами во время заседаний суда, в которых осужденный на 19 лет колонии особого режима оппозиционный политик участвует по видеосвязи. 13 октября о том, что его защитник Вадим Кобзев не сможет присутствовать на заседании Ковровского городского суда, так как в это время к нему пришли с обыском, политику рассказала корреспондент «Соты».

— Да ладно? У Кобзева обыск? — сначала не поверил Навальный.

Затем он обратился к ведущему процесс судье Дмитрию Самойлову:

— Только что поступила информация, которая, конечно, прекрасно характеризует не только мой процесс, но и состояние законности в России. Как в советские времена, преследуют не только политических активистов и превращают их в политических заключенных, но и их адвокатов.

По просьбе истца судья Самойлов перенес оба заседания на 1 ноября, перед этим он поинтересовался, почему адвокат Кобзев не позвонил с обыска, чтобы предупредить о своем отсутствии.

В то же день стало известно, что адвокат Ольга Михайлова из коллегии «Далет», также представляющая интересы Навального, в том числе в ЕСПЧ, не была арестована лишь потому, что спешно покинула Россию. (Видимо, ее кто-то вовремя предупредил о грядущих обысках).

Навальный без адвокатов

Следующее заседание в Ковровском городском суде должно было проходить 16 октября (ссылка — на материал «Медиазоны», издания, внесенного в реестр иноагентов). Защиту Навального представлял адвокат Александр Федулов.

— Кобзева, Сергунина и Липцера отправили в СИЗО до 13 декабря, — сообщили Навальному журналисты.

— А где Федулов?

— Федулова ждем сейчас. Его пока нету.

— А что с Михайловой?

— В Турции! Улетела.

Алексей Липцер

SOTA

Связаться с адвокатом Федуловым суд не смог, у того был выключен телефон. Но, как отметил судья Самойлов, новостей об аресте Федулова пока не было.

По ходатайству Навального процесс снова отложили.

Через несколько часов в инстраграме (продукт компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность которой на территории РФ запрещена) Александра Федулова появилось сообщение об отъезде из России: «Ситуация сложилась странная. Арест наших коллег, защищавших Навального, внес существенные коррективы в работу оставшихся на свободе защитников. Огромный объем работы, количество судов и сегодняшняя ситуация привела к необходимости корректировок в дальнейшей защите интересов нашего доверителя. Именно этим была вызвана необходимость выезда за пределы РФ».

На 17 октября в Ковровском городском суде было запланировано рассмотрение трех исков политика к администрации колонии ИК-6.

Навальный, которого подключили по видеосвязи из колонии, перед началом заседания сделал заявление (ссылка — на материал «Медиазоны», издания, внесенного в реестр иноагентов):

— В целом, я не очень понимаю, что происходит. Моего адвоката нет, всех остальных адвокатов нет, ко мне никто не приходит… Безусловно, это действия вопиющие и беззаконные — такие, демонстративно беззаконные… Вот я информирую суд, например, что сегодня Следственный комитет отправил мне депешу, что срочно будет с моим участием проводить какие-то следственные действия, с прекрасным и издевательским дополнением: «Если у вас нет адвоката, вы, пожалуйста, предпримите какие-то действия, чтобы найти адвоката».

А какие действия я могу предпринять, когда я даже не понимаю, что с моими адвокатами, ко мне никого не пускают, я полностью изолирован от информации…

Я считаю происходящее, безусловно, беззаконием, я считаю, что моих адвокатов преследуют за их профессиональную деятельность, и вы тому свидетель — они мне оказывали профессиональную помощь. Мы только в Ковровском суде десятки дел рассмотрели. За что их арестовывать? За что демонстративно репрессируют адвоката Кобзева, у которого трое детей? Или двух других адвокатов, которые не работают со мной больше года? Это все, конечно, уважаемый суд и уважаемые присутствующие, я расцениваю как судорогу этой отвратительной власти…

Переходя к совсем конкретике, у нас ситуация какая? Попросить отложиться? Ну, я думаю, что вы пойдете мне навстречу и отложитесь, другого защитника у меня нет. Но сколько раз мы еще будем откладываться? Поэтому у меня есть предложение следующего характера. Ну вот на иск, касающийся ОРМ мне, наверное, нужен адвокат. А вот иски про прогулку и взыскания можно и без Федулова, я там, в общем-то, и сам справлюсь.

Пока судья решал, как поступить с этим ходатайством, Навальный обратился к журналистам, находящимся в зале:

— Я хочу передать всем своим защитникам, что, во-первых, я им очень благодарен, они настоящие профессионалы. Во-вторых, что я, конечно, очень переживаю за них и их семьи, и я, конечно, очень хочу передать им и их семьям, чтобы они держались, они молодцы.

Очевидно, что мы просто возвращаемся в СССР семимильными шагами или в Беларусь идем, где, как я понимаю, тоже недавно были арестованы адвокаты политзаключенных. Это мы все уже видели и это абсолютно признаки агонии этой системы…

— Я надеюсь, что адвокатское сообщество не молчит, это же вообще какой-то демонстративный беспредел. Эти люди… — на этих словах Навального отключили от видеосвязи.