Есть простота злая — вот мир, например, требует сейчас от нас такой как раз злой простоты. Требует отказаться от сложного взгляда, от сложной мысли, от внимания к нюансам. И у мира есть для этого неотразимые аргументы, увы, и трудно его требованиям противостоять (хотя мы наивно думаем, что стоит пытаться).

Слово «наивно» не случайно здесь появилось — настоящая красота тоже умеет прикидываться простой. Но она как раз и помогает противостоять бесчеловечным требованиям человеческого мира. Сегодняшний выпуск нашей афиши — как раз о такой красоте.

Действуем по-прежнему вместе с проектом «Полит.Ру».

Большие события

Неизвестный художник. Дети в саду. Начало XX века. Выставка: «Автор неизвестен. Коснуться главного». Музей русского импрессионизма

Но для начала — о серьезных премьерах, о которых напишут все (или уже написали), о которых вы узнаете и без нас, но о которых неправильно было бы совсем не упомянуть. Мы — короткой строкой. Потому что дальше будет то, что вы без нас можете и пропустить.

В Новой Третьяковке — огромная выставка работ Николая Рериха. Аж до десятого марта следующего года.

В Еврейском музее и центре толерантности — «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века». Возможно, главная выставка сезона, с размахом предпринятая попытка погрузить посетителя в безжалостный мир абсурда. Охват — от немецких экспрессионистов и до Пригова. И хотя речь в названии — про XX век, ясно ведь, что такой разговор, на нашу беду, только актуальней теперь становится. До 14 января.

В Музее русского импрессионизма — «Автор неизвестен. Коснуться главного». Работы из разных галерей, которые обычно подписывают скромно: «Неизвестный художник». Творец исчезает, картина остается. Интересная задумка. До 21 января.

Новая Третьяковка — по-прежнему на Крымском валу, ЕМиЦТ — улица Образцова, дом 11, Музей русского импрессионизма — Ленинградский проспект, дом 15, стр. 11. Это все в Москве, про не-Москву поговорим отдельно.

Наивная радость

Нина Варфоломеева. Выставка «Русский наив из собрания Ксении Богемской и Алексея Турчина». Музей русского лубка и наивного искусства.

В Москве есть Музей русского лубка и наивного искусства с двумя филиалами. Музеи эти — маленькие, домашние, пожалуй, можно сказать, под стать заявленным темам. Что совсем не мешает им делать временами очень хорошие выставки. Вот и теперь там — сразу несколько премьер.

В самом МРЛИНИ (Малый Головин переулок, 10) — выставка наивного искусства из коллекции Ксении Богемской и Сергея Тарабарова. Известнейшие собиратели — их уже нет с нами, увы, нет и галереи «Дар», которую они создали и которая прививала московским снобам вкус к наиву. Их нет, а картины есть. Простые, нелепые, неискусные, добрые. Художники-самоучки, которых когда-то они и открыли, — теперь в лучших мировых собраниях. Ну и в Москве вот можно посмотреть. До 28 декабря.

Филиал «Народные картины» (Измайловский бульвар, 30) представляет сразу две выставки. «Время года — осень», где примитивисты радуют глаз (вот буквально — радуют глаз!) безответственной яркостью красок. И нечто чуть более сложное — иллюстрации к лубочным изданиям знаменитого Кнебеля, тут уже не примитив, тут изощренные модернисты изображают наивность. С Кнебелем работали Васнецов, Билибин и Добужинский. «Осень» — до 30 декабря, кнебелевские лубки — до 28-го.

Есть еще филиал «Дача» (на самом деле — старинная двухэтажная дачка, крохотный домик среди современных многоэтажек, Союзный проспект, 15а), и там — еще часть коллекции Сергея Тарабарова. Выставка «Остров Тарабаров» — до 25 декабря.

От окраины — снова к центру, в Центре Гиляровского (это филиал Музея Москвы, Столешников переулок, дом 9, строение 5) — выставка «Как найти грифона». Всякие странные и диковинные звери, которые раньше жили рядом с людьми, а потом попрятались в запасники музеев. Грифоны, индрики, китоврасы и прочие симпатичные монстры. Ящички, чернильницы, сундучки, изразцы, и даже два здоровенных каменных льва из Коломенского. И прекрасные рисунки Татьяны Мавриной. До 12 ноября.

Не-Москва

Наталья Гончарова. Бабы. Выставка работ Наталии Гончаровой «Я совсем не европеец». Тульский музей изобразительных искусств

В главном корпусе Сергиево-Посадского музея (проспект Красной армии, дом 144) — «Осенний салон: храмовое искусство». Смотр достижений современных иконописцев, проекты церквей, эскизы росписей. Честно говоря, это все часто печально, но бывают исключения, бывают чудеса. Мы пока до этой выставки не добрались, собственными впечатлениями поделиться не можем. Она до 17 декабря.

В Петербурге, конечно, много всего и сразу. Глаза разбегаются, а петербуржцам привычно завидуем. В Михайловском замке (Садовая, 2) — «Книжка с картинками». Работы знаменитейших иллюстраторов, делавших в ХХ веке детские книги, из которых мы и выросли. Только детские книги читать и далее по тексту — это чтобы от темы наивной красоты далеко не уходить. До 15 января. Там же, кстати, до 12 февраля — «Рисунки и акварели первой половины XIX века».

В Музее истории религии (Почтамтская, 14) — «Лики богоматери», история почитания Богородицы у православных и католиков. До 12 декабря.

И наша боль (потому что никак не успеваем) — небольшая выставка работ Натальи Гончаровой в Туле. Гончарова — из главных русских художников ХХ века, великая, величайшая, умеющая делать жизнь живой. И не боявшаяся быть наивной, кстати, при всей своей технической изощренности. Ну, вдруг вы успеете — Тульский музей изобразительных искусств (Энгельса, 64). До 22 октября.

Ходите в музеи! А следующий выпуск нашей афиши — 3 ноября.