Эльвира Набиуллина / cbr.ru

Банк России неожиданно поднял ставку до 15% — сразу на 200 процентных пунктов. Как призналась на пресс-конференции после заседания глава ЦБ Эльвира Набиуллина, все дело в неожиданно высокой инфляции. Сможет ли ее утихомирить высокая ставка? И не сломается ли экономика?

Что Центробанк увеличит ставку до 15%, предполагали только самые горячие головы среди экспертов, но и они подчеркивали, что это не самый вероятный сценарий — все же так высоко ставка не поднималась с марта 2022 года. И все ошиблись.

«Инфляционное давление усилилось и складывается выше ожиданий. Увеличение внутреннего спроса все больше превышает возможности расширения производства товаров и услуг», — так объяснил свое решение совет директоров ЦБ. Эльвира Набиуллина на своей пресс-конференции была более откровенна. «Цены растут быстрее, чем мы ожидали. Дополнительным проинфляционным фактором на прогнозном горизонте выступает смягчение бюджетной политики. Поэтому требуется большая жесткость денежно-кредитной политики», — заявила она, в очередной раз подтвердив, что целевая инфляция — 4% и достичь ее ЦБ намерен в следующем году.

Собственно, особых тайн Эльвира Сахипзадовна не раскрыла: рекордное увеличение (почти на 70%) расходов бюджета на военные нужды, вкупе с уменьшением доходов, ведет к дефициту бюджета. Прибавьте сюда традиционную «раздачу пряников» в преддверии президентских выборов, выплаты военным и их семьям (неужели эти деньги нельзя было раздать без войны? Вышло бы гораздо дешевле), увеличение расходов на импорт необходимых государству (для той же войны) комплектующих, за которые, в конечном счете, платит тот же бюджет — все это глава ЦБ облекла в формулировку «смягчение бюджетной политики».

Уже и школьники знают, что в этом случае надо бы или расходы подсократить или доходы увеличить. Нельзя сказать, что правительство не пытается. То же решение о возврате экспортной валютной выручки, с появлением в офисах экспортеров надзирателей, увеличение активности налоговиков, которые, в поисках денег пришли уже и к блогерам, и к коучам-мотиваторам — все это, конечно, даст свои плоды. Но когда? И получится ли покрыть выросшие расходы? Вряд ли.