Кадр из фильма Владимира Эйснера "Сумерки"

Кадр из фильма Владимира Эйснера "Сумерки"

message2man.com

Кинофестиваль «Послание к человеку», который только что прошел в Санкт-Петербурге в 33-й раз, — едва ли не единственный фестиваль в России, чья репутация территории свободы не поколебалась с началом войны. Правда, свобода открытого высказывания по понятным причинам сузилась и уступила место поискам свободы творческой в радикальных формах, заставляющей вглядываться в сегодняшний день в надежде на выход из тупика.

Огромная программа, несколько конкурсов, разбросанных по разным точкам, — поди успей увидеть хоть часть всего. Неделя в свирепом ритме, а на выходе — подзабытое в наших краях ощущение, что кино еще живо. На это ощущение тут работают и стар, и млад. Из «стар» (или, как в старом анекдоте — «суперстар») керосину в затухающий костер полуживого российского кино плеснул Алексей Федорченко, один из самых затейливых и умных режиссеров нашего кино. Федорченко — непревзойденный мастер мистификаций, известность обрушилась на него после мокьюментари «Первые на Луне», в котором он с серьезной миной полтора часа водит зрителя за нос, рассказывая о секретном полете на Луну советских граждан задолго до американцев. Сколько народу тогда купилось на эту изящную обманку! Потом было разное игровое кино, а в прошлом году здесь же, на «Послании к человеку», Алексей представил совершенно сумасшедшую мистификацию «Большие змеи Уле-Калле» о якобы найденных кинопленках, открывающих новые страницы в отношениях «большой» России и Кавказа.

Новая картина Федорченко, участвующая в нынешнем конкурсе «Послания», «Колбаса Митрофана Аксенова» — гремучая смесь вымысла и реальности. Увидев книгу некоего Митрофана Аксенова об относительности времени, любопытный Алексей заинтересовался неизвестной персоной и полез искать информацию о нем в интернете. А там — почти ноль. В википедии такой есть, но кроме имени-фамилии, ничего не известно. Вместо года рождения — знак вопроса, вместо года смерти — тоже. Кто такой, почему не знаю?

Режиссер Алексей Федорченко в своем фильме «Колбаса Митрофана Аксенова»

message2man.com

Дальше — увлекательнейшее путешествие по миру, во времени, по извилистым дорожкам федорченковских фантазий. И все в смятении — а был ли «мальчик»? Митрофан Аксенов — очередная выдумка блистательного режиссера или реальный персонаж? Как бы там ни было, книга «Трансцендентно-кинетическая теория времени» существует в действительности, а автором там действительно числится Митрофан Аксенов. Более того — теория, изложенная в этом труде, как выясняется, опережает теорию относительности Эйнштейна. И совсем более того — оказывается, существуют поклонники и исследователи научной деятельности Аксенова.