Кадр из фильма "Ниша"

Кадр из фильма "Ниша"

message2man.com

Кинофестиваль «Послание к человеку» всегда был площадкой, на которой особенно шумно звучали молодые голоса — здесь есть отдельная программа самых молодых, только-только начинающих. Называлась она в этом году «Российское молодое. Продолженное настоящее» и собрала работы выпускников ВГИКа, мастерской Александра Сокурова, Школы документального кино Марины Разбежкиной.

Работы разные — более профессиональные и менее, эмоциональные и расчетливые, внимательные к реальности и внимательные к самому себе, задиристые и не очень. Не все оставляют впечатление полноценных произведений, способных захватить ум профессионала или синефила, но все вместе они дают представление о том, что может произойти в российском кино в ближайшее время. Ключевое слово — «может», потому что юношеский радикализм и стремление «дойти до самой сути», как мы хорошо знаем, со временем слишком часто оборачивается или вымученными поисками необычной формы, или (что чаще) согласием работать как того требуют политические и прочие условия. Но пока начинающие режиссеры смотря вглубь себя, пытаясь найти ответ на вопрос: как свободной душе выжить в несвободном мире?

Антон Ермолин, 28-летний режиссер из небольшого села в Коми, уже выделился на фоне всех остальных два года назад на последнем (в прямом смысле — самом последнем) «Кинотавре» короткометражкой «Ортино ущелье» о могучих северных древних духах, о тайной жизни тундры, об уходящих куда-то в вечную мерзлоту здешних традициях. На «Послании к человеку» Антон представил свой полнометражный дебют «Ниша», сновидческое кинополотно из жизни грузоперевозчика Вячеслава, мечтающем стать инженером-биолокатором. Соавтором сценария и продюсером выступил Алексей Учитель.

Вячеслав видит сны про свои мечты. Его жена Маша, дизайнер ковров по образованию, но вынуждена работать билетершей в кинотеатре и выслушивать бесконечные жалобы киномеханика. Ей тоже начинают сниться сны, причем точно такие же, как мужу. Оба очумели от безысходной рутины и постепенно реальность смешивается со сновидениями до такой степени, что оба перестают их различать. Где главное — в снах? В жизни? «Ниша» — одновременно очень нежный и очень радикально резкий фильм о попытках современного человека не потерять себя, найти ту нишу, в которой ему будет не просто комфортно, но, заняв которую, он сможет уважать себя и дать раскрыться своим способностям.

Кадр из фильма «Ниша»

message2man.com