В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга «Редактируя человечество. Революция CRISPR и новая эра изменения генома».
Кевин Дэйвис, редактор-основатель журнала Nature Genetics, посвятил свою книгу истории появления и развития технологии редактирования генома, получившей звонкое название CRISPR. В 2012 году биохимик Дженнифер Дудна и микробиолог Эмманюэль Шарпантье разработали этот метод, за что позднее были удостоены Нобелевской премии. Другие ученые усовершенствовали процедуру, которая теперь позволяет быстро и просто изменять последовательности ДНК. Эти научные открытия повлекли за собой юридические войны за патенты, продолжающиеся до сих пор.
С любезного разрешения издательства публикуем главу «Занятые позиции».
Редактированию генома CRISPR еще не исполнилось и десяти лет, но оно готово кардинально изменить самые разные области науки, медицины и сельского хозяйства. Перед нами встанет еще много научных, нормативных и этических проблем. Неудача в клинических иcследованиях может привести еще к одному десятилетию смутных времен, как это случилось с генной терапией. Тим Хант, бывший глава корпоративного управления Editas, приятно откровенен в отношении бизнес-задач, которые стоят перед «машинами поедания денег» — такими, как его компания, — коммерциализирующими редактирование генома взрослого организма.
«Мы собрали $500–600 млн. Нам потребуется еще $1–1,5 млрд, преж де чем продукт появится на рынке, — заявляет он в начале 2020 г. — CRISPR часто описывают как быструю, дешевую и простую технологию. Но приготовить лекарство — дело небыстрое, недешевое и непростое. Это долгий путь».
Путь к коммерческому успеху извилист. Он лежит через создание компании, управление доклиническими и клиническими исследованиями, финансирование производства, улучшение поставок и преодоление бюрократической волокиты. В некоторых случаях редактирование генома нацелено на очень нишевый рынок. Например, число пациентов с орфанными заболеваниями, получающих лечение, очень невелико. Все эти факторы приводят к росту цен на лекарства, которые могут спасти жизнь. Росс Уилсон и Дэйна Кэрролл призвали компании, занимающиеся редактированием генома, и регулирующие органы «принять вызов и сделать терапевтические методы редактирования генома доступными, что внесет огромный вклад в справедливость в области мирового здравоохранения».
Наступит время, когда определенно появится смысл редактировать зародышевую линию, но оно пока не пришло, пока нет.