Константин Маковский. «Святочные гадания». 1900-е.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1900-е.

Новый год — это еще и время прогнозов. Изощряются политики, политологи, астрологи и прочие некроманты. Мы бы тоже могли, дело не такое уж и хитрое: все будет сначала плохо, зато потом — немного хуже, Владимир Путин выиграет выборы и станет президентом РФ, набрав процентов двести голосов… Ну и так далее.

Но мы не хотим конкурировать с политологами. Мы хотим продолжать — по заветам Владимира Путина, кстати, — нести в массы свет традиционных ценностей. Книга замечательного писателя-этнографа Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», надеемся, помогла уже нашим читателям весело и с пользой провести первые дни каникул, играя в блины, гуся и кобылу. Сегодня организуем центр прогнозов на дому. Это по силам каждому. Точнее, каждой, поскольку крестьянская Русь гадания считала делом женским или даже девичьим.

А речь пойдет именно о гаданиях. Святки, Рождество и Новый год — как раз самое подходящее для них время. И в проводниках у нас снова Сергей Максимов.

«Гаданье составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцем, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками».

Те, кто читал первую статью этого небольшого цикла, помнят, наверное, что традиционные русские новогодние забавы травмоопасны и унизительны для женщин. Обещаем — с гаданиями дело обстоит куда гуманнее.

Готовьтесь, дамы, сейчас мы заглянем в прошлое, и вам откроется будущее.

Дисклеймер

Риски, впрочем, есть и тут, но только для психики. «Обычай вызывать своего суженого и, в особенности, так называемые страшные гадания довольно заметно отражаются на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех святок, девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые, до самого Крещенья, свободно расхаживают по земле и пугают православный люд своими рогатыми черными рожами. Это настроение поддерживает не только самое гаданье, но и те бесконечные рассказы о страшных приключениях с гадальщицами, которыми запугивают девичье воображение старухи и пожилые женщины, всегда имеющие про запас добрую дюжину страшных историй», — честно предупреждает Максимов и тут же начинает страшные истории рассказывать.

Одна, например, девица, Ефросинья Рябых, жительница Орловского уезда, вернувшись с гадания, призвала, как и положено, суженого — прийти ночью, расчесать косу.