Федот Сычков. С гор. 1910 г.

Федот Сычков. С гор. 1910 г.

Рядом — Новый год, а в моде — традиционные ценности. И чтобы одно совместить с другим, «Север» предлагает вспомнить, как развлекали себя наши великие предки. Не спешите тянуться к носку, не рвитесь на голую вечеринку, — понятно ведь, что настоящие русские забавы изысканны и целомудренны. Хотя Новый год — время непростое.

«В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи, вплоть до кануна Богоявления нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дела крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у него родился сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять».

Это цитата из книги замечательного русского писателя, журналиста, этнографа Сергея Васильевича Максимова («Север» уже рассказывал о нем немного в связи с историей Литературных экспедиций Морского министерства) «Неведомая, нечистая и крестная сила». Она и станет для нас источником знаний о правильных, и, главное, высоконравственных способах провести праздники.

Книга — о поверьях крестьян и связанных с поверьями ритуалах. Работал над ней Максимов долго, опираясь и на собственные наблюдения, и на сообщения с мест, которые присылали энтузиасты. И работу свою закончить, увы, не успел. То, что удалось сделать, собрали друзья и впервые издали в 1903 году, уже после смерти писателя.

Там, как нетрудно догадаться, три части, первая посвящена разнообразным бесам, вторая — фольклорным персонажам, которых трудно однозначно отнести к добрым или злым (Царь Огонь, Царица Вода, Мать Сыра Земля), а вот третья, которая как раз нас интересует, — главным церковным праздникам, самым популярным святым, поверьям, с ними связанным, а также описанию праздничных забав крестьянской молодежи.

Нынче многие в унынии, да и есть, от чего унывать. Что ж, вдруг вас выведут хоть ненадолго из болот пессимизма описания сельских игрищ. Думайте, повторяйте, берегите традиционные ценности. Мы — русские, с нами неведомая, нечистая и крестная сила!

Итак.

«В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня (6 декабря) до Крещения (6 января), т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предается отдыху».

Полные штаны снега

И сначала — карнавалы. «Правда, ряженье — в особенности в первые дни святок — бывает самое незамысловатое: девушки наряжаются в чужие сарафаны (чтобы парни не узнали по одежде) и закрывают лицо платком, и только самые бойкие наряжаются в несвойственную одежду: парни — в женский, девушки — в мужской костюм.