Морской терминал КТК-Р под Новороссийском

Морской терминал КТК-Р под Новороссийском

www.cpc-online.ru

Что происходит с российскими нефтью и газом, насколько страшны западные санкции и йеменские хуситы с точки зрения российских нефтяников и почему Россию вряд ли газифицируют полностью? Поговорили об этом с исследователем Центра Карнеги Сергеем Вакуленко.

Вице-премьер Александр Новак заявил, что добыча нефти и конденсата в 2023 году в России уменьшилась только на 1% и то это связано с соглашениями ОПЕК. А каковы перспективы добычи в этом году? Есть ли здесь какие-то возможности и подводные камни?

— Если говорить о возможностях, то там есть ограничения, связанные с соглашением ОПЕК. Но, судя по всему, Россия вполне в состоянии поддерживать «полку» добычи.

А что с перспективами экспорта нефти? В частности, насколько на экспортные возможности влияет потолок цен, контроль за которым грозят усилить?

— Действительно, сейчас США стараются всячески наказывать тех, кто способствует России обходить ценовой потолок. Но в течение всего 2023 года эти попытки были не очень успешными: было более-менее понятно, кто это делает, и не выглядело так, что США активно за ними охотятся. Сейчас такая охота началась, но, скорее, те, кто этим занимался (это сугубо мои предположения), даже были удивлены, насколько легким и простым для них этот бизнес оказывался в 2023 году. Скажем так: тот уровень санкционной активности США, который пошел в самом конце прошлого года — это, наверное, то, что все ожидали.

Но смотрите, сейчас решили сосредоточиться (прежде всего, США) на банковских проводках при продажах нефти. То есть, наказывать будут банки, потому что с банками санкционный контроль уже давно отработан на других странах и банки, в общем-то, довольно давно напуганы.

— Да, но их там пока еще не наказывают, им пока намекают, что могут быть сложности и проблемы.

Широко известна история BNP Paribas, которому пришлось выплатить огромный штраф за проводки денег от продаж подсанкционной иранской нефти. Поэтому это все держат в уме. Насколько пугать банки окажется эффективнее, чем наказание непуганных еще компаний-посредников?

— Точнее сказать, они как раз вполне пуганные и их испугать трудно. Сейчас очень трудно об этом судить, но, наверное, базовая предпосылка сейчас такая, что трудно будет бороться с теневым флотом и механизмами обхода санкций.

Хотелось бы поговорить и про нефтепереработку. В прошлом году она немного выросла — на 1,1%, но уже в январе стала падать после аварии на Нижегородском НПЗ «Лукойла», где одна из двух установок крекинга сломалась, а импортной детали не было. Причем, первая из двух установок уже ломалась, но ее починили. Насколько вообще критичны для нефтепереработки вот такие поломки? Потому что есть сведения о том, что 70% импортного оборудования в нефтепереработке уже подходят к сроку замены.